Новые данные о творчестве Андрея Рублёва

С начала 1970-х годов в темперном отделе ГосНИИР параллельно с реставрацией стали систематически проводиться лабораторные исследования технологии, структуры и приёмов письма памятников древнерусской живописи. О. В. Лелековой, Ю. А. Рузавиным вместе с М. М. Наумовой были изучены как отдельные произведения средневековой живописи, так и целые живописные комплексы (иконостасы и настенные росписи). Среди них можно особо выделить исключительную по значению и исчерпывающую по своей глубине работу по исследованию стенописи Дионисия с сыновьями (1503 г.) в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, а также предварительное изучение иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, обследование икон Троицкого иконостаса (частичное), выдающихся памятников древней живописи из Новгорода, в том числе иконы «Апостолы Пётр и Павел» XI в. и уникальной серии «таблеток» из Софийского собора, и, конечно, иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, созданного около 1497 г., и многих других произведений средневековой русской живописи.

С 1990-х годов круг изучаемых в темперном отделе произведений расширился, в него были включены также иконы Нового времени (XVIII–начала XX в.). Часть материалов этих исследований вошли в диссертацию В. В. Баранова на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.

Приборно-технологические исследования, проводимые в отделе как ранее, так и сейчас осуществляются совместно со специалистами Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР (С. А. Писаревой, И. Ф. Кадиковой, Е. Морозовой).

Новым этапом исследовательской работы темперного отдела Института реставрации стало целенаправленное, систематическое изучение произведений, приписываемых кисти Андрея Рублёва и художников его творческого окружения. Работу возглавил кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории В. В. Баранов. В этих исследованиях постоянно участвует реставратор-технолог, специалист по спецфотосъёмке Д. С. Першин.

В данном разделе вниманию специалистов и любителей древнерусской живописи предлагаются статьи В. В. Баранова, посвящённые изучению памятников рублёвского времени, в которых представлены полученные в ходе этих исследований новые объективные данные о произведениях, приписываемых кисти Андрея Рублёва. Изложение материала сопровождается сравнительным анализом изученных памятников с учётом исторических сведений из письменных источников.

 

Баранов В.В. Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублёва и их роль в атрибуции икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Баранов В.В. Микроскопное обследование сохранности иконы «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублёва. К вопросу об особенностях технико-технологических исследований произведений иконописи

В. В. Баранов, М. М. Наумова. Технико-технологические особенности древнейшей иконы-копии «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля

В. В. Баранов. Два мастера древнейших Царских врат из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

В. В. Баранов, М. М. Наумов. Технико-технологические особенности миниатюр Евангелия Хитрово. К проблеме авторства и датировки

В. В. Баранов. Технико-технологические особенности двух ранних списков Богоматери Владимирской из Успенских соборов Москвы и Владимира (по материалам новейших исследований)

В. В. Баранов. Новые штрихи к творческой биографии Андрея Рублёва

 

 

 

Поделиться