Картины В.М. Васнецова составляют единую композицию «Евхаристия». В процессе исследования памятника, сопоставляя выявленные документы, реставраторы пришли к выводу, что полотна являются эскизами (картонами) мозаик, выполненных художником для убранства интерьера Александро-Невского собора в Варшаве.
Русский православный храм в столице Польши, построенный во времена императорской России, располагался на Саксонской площади, сегодня переименованной в площадь Пилсудского.
Церковь по проекту русского архитектора Николая Бенуа была заложена в 1894 г., а уже в 1900 году строительство собора было закончено. К работам по интерьеру храма были привлечены лучшие художественные силы России. Оформление алтаря и руководство живописными работами по интерьеру храма были поручены В.М. Васнецову, иконы создавались В.П. Гурьяновым и другими русскими иконописцами. Особым украшением православного храма стали шестнадцать огромных мозаичных композиций, созданных по эскизам Виктора Михайловича Васнецова.
В 1912 г. храм был освящен. После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г., 300-летия дома Романовых.
Собор был разрушен в середине 1920-х годов. Главным поводом для сноса послужило то, что храм, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. До наших дней сохранились небольшие фрагменты мозаик, выполненных по эскизам В.М. Васнецова (хранятся в церкви Святой Магдалины в пригороде Варшавы).
Эскизы В.М. Васнецова к мозаикам собора Александра Невского долгие годы хранились в отделе изобразительного искусства ГИМ, накатанными на вал. Верхние и нижние края картин имели смятости авторской основы, прорывы, неравномерные, обветшалые кромки авторского холста, утраты красочного слоя и грунта.
Реставраторы, прежде всего, старались, как можно меньше вторгаться в авторскую живопись, проводя минимум консервационных операций.
Удалось заделать прорывы, укрепить красочный слой, устранить деформации основы на правой и левой частях композиции. Центральная часть «Евхаристии», наиболее пострадавшая, имеющая прорывы, заделанные заплатой, была дублирована.
Реставрация этого памятника дала возможность специалистам и зрителям получить более полное представление о религиозной живописи в творчестве В.М. Васнецова – одного из наиболее значительных русских художников рубежа XIX-XX века.