Сектором лабораторного анализа (в составе Лаборатории физико-химических исследований) осуществлены работы по изучению материалов и техники живописи уникальных памятников – росписи Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, древние соборы Новгорода, иконостасные комплексы Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, древнерусских, византийских и западноевропейских средневековых рукописей, итальянской живописи из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, и других шедевров мирового и русского искусства.
В секторе постоянно ведется работа по идентификации химического состава пигментов, составляющих основу красочных слоев живописи, а также по выявлению специфических особенностей пигментов, позволяющих говорить об их происхождении – природном, минеральном, либо искусственном, синтетическом. В результате многолетней научной деятельности сектора установлен состав многих, ранее не известных в качестве пигментов живописи природных минералов и их искусственных аналогов.
Один из примеров открытия новых, ранее не известных живописных пигментов в ходе полномасштабного исследования уникальных настенных росписей начала XVI века церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, осуществленного в рамках реставрационных мероприятий, проводимых Отделом реставрации темперной живописи ГосНИИР. Данные исследований оказались неожиданными – разнообразные оттенки голубого и зеленого цвета настенной живописи Дионисия созданы с помощью различных медных соединений и их смесей.
Впервые в истории изучения настенных росписей был установлен факт использования нескольких минералов меди, среди которых искусственные голубой познякит и зеленый малахит.
Особенно удивительно использование искусственного познякита – сульфата меди Cu4SO4(OH)6.H2O. В природе минерал познякит чрезвычайно редок. Познякит красочного слоя росписей Дионисия – искусственно полученный, о чем свидетельствует внутренняя структура отдельных кристаллических частиц и разнообразие форм сростков монокристаллов.
В зарубежных публикациях существовали сведения об использовании познякита в средневековой западноевропейской книжной миниатюре, но данные об искусственном позняките отсутствовали. Таким образом, благодаря исследованиям специалистов ГосНИИР, впервые был установлен факт использования в живописи искусственного познякита, который средневековые мастера умели получать как голубой пигмент.
Практически одновременно с обнаружением искусственного познякита в росписях церкви Рождества Богородицы, этот редкий пигмент был обнаружен в картине Бронзино «Святое семейство» (из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина). Но в этой картине этот минерал идентифицирован как природный.
Демонстрируемые фотографии выполнены на микроскопе ПОЛАМ в проходящем поляризованном свете и в режиме скрещенных николей, увеличение 400х.