Искусство Средней Азии

 

В 1970-е – 1980-е гг. в состав большинства московских археологических экспедиций в Среднюю Азию, входили реставраторы Отдела монументальной живописи ГосНИИР, выполнявшие полевую консервацию найденных археологами фрагментов живописи и полихромной скульптуры. Работы по консервации археологической живописи проводились на раскопках в Узбекистане (Кара-тепе, Топрак-кала, Варахша, Зар-тепе), Киргизии (Краснореченское городище), Туркмении (Старая Ниса, Мансур-депе, Калалы-гыр-2), а также в Афганистане (Дильберджин).

После доставки в Москву выполнялись исследование, консервация и приведение фрагментов к экспозиционному виду. Укрепление красочного слоя и грунта проводилось обычно по методике, разработанной в отделе В.П. Бурым – с использованием акриловой смолы БМК-5.

В разное время в работах по полевой консервации и камеральной обработке археологических фрагментов принимали участие: В.П. Бурый, Н.А. Ковалева, Г.Э. Вересоцкая, Э.А. Виноградова, Г.А. Богданова, В.А. Соловьев, Т.М. Вьюгина, Н.Н. Травкина, Д.И. Ковалев, И.Н. Петросян, Е.И. Желтов, А.Д. Дорофеев, А. Лебедев, О.Д. Соболева, О.О. Лебедева, В.Н. Шворина, Ю.М. Егоров, Л.Г. Бузкова, С.В. Филатов, М.Ф. Разанов.

Особое значение для развития методов консервации археологического декора имели раскопки буддийского культового центра на Кара-тепе, проводившиеся в течение нескольких десятилетий под руководством сотрудника ВЦНИЛКР–ВНИИР–ГосНИИР, профессора Б.Я. Ставиского (возглавлявшего в 1990-2000-е гг. среднеазиатский сектор отдела).

Помимо консервации археологической живописи сотрудники отдела проводили исследование и реставрацию живописи in situ – во дворце XIV в. Ходжи Ахмада Ясави в Туркестане, мавзолеях cултана Санджара XII в. в Байрам-али (Туркмения) и Туман-ака XV в. в Самарканде (Узбекистан).