Живопись. Россия. XVIII - XIХ вв.

 

В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени находятся несколько практически одинаковых картин, на каждой из которых изображены по три апостола. Сотрудники музея атрибутируют картины как живопись XVIII в. и приписывают их кругу В.Л. Боровиковского.

Подробное визуальное и лабораторное предреставрационное исследование произведений вскрыло историю их бытования.

Картины, первоначально написанные масляными красками на красно-коричневом масляном грунте, в XIX в. были сняты реставраторами с холстов и переведены на картон, при этом неровные обветшавшие края красочного слоя и грунта выровняли, добавив вставки. Впоследствии между авторским грунтом и красочным слоем и вставками на картоне образовались трещины.

На значительно более позднем этапе бытования живопись вновь была снята с основы, на тыльную сторону нанесена грязновато-белая клее-меловая масса, и картина вновь смонтирована на какую-то гладкую основу.

Последняя и наименее профессиональная реставрация проведена не ранее 1960-х гг. Картина была снята с основы и переведена на металлический лист с помощью эпоксидной смолы (исследования проведены В.Н. Киреевой).

Наличие гладкой и жесткой клеевой пленки привело к тому, что грунт и красочный слой начали отслаиваться от металлической основы: появились отставания красочного слоя с трещинами и поднятыми краями, отслоились вставки на краях картины, были утрачены фрагменты живописи.

Температурно-влажностные колебания приводили к появлению все новых отставаний грунта от основы. Чтобы предотвратить дальнейшие утраты авторской живописи, сотрудники музея наклеили полосы скотча на места наиболее аварийных отставаний.

Решение переводить произведения не на холст, а на современный бескислотный картон обусловлено тем, что обороты картин были выровнены несколькими слоями поздних грунтов, и удаление их было связано с определенным риском, а перевод толстых грунтов на эластичный холст мог повлечь за собой появление нового кракелюра.

Грунт и красочный слой обладали недостаточной эластичностью, и для безопасного отделения живописи от основы было решено использовать относительную эластичность оцинкованной жести.

Заклеенные двумя слоями микалентной бумаги картины были уложены лицом вниз. Живописный слой отделялся от металлического листа длинным остро заточенным ножом с прямым лезвием и закругленным концом, а оцинкованный лист отгибался вверх и постепенно заворачивался, при этом грунт и красочный слой оставались лежать на ровной поверхности практически неподвижно.

Живописный слой каждой картины снимался с металлического листа и укладывался под груз для предотвращения деформаций. Поскольку поверхность грунта во время предшествующих реставраций была проклеена синтетическим клеем, для его выравнивания выбран акриловый грунт фирмы «Маймери». Для склеивания грунта и красочного слоя с картоном при новом переводе использован полимерный акриловый клей./

После проведенного перевода в местах утрат красочного слоя и грунта подведен реставрационный грунт, утоньшен и выровнен пожелтевший лак, удалены грубые записи, картины покрыты защитным слоем лака, места утрат тонированы.