Состояние сохранности произведения А.В. Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» требовало серьезного вмешательства реставраторов. На картине наблюдалось мелкое шелушение красочного слоя, которое вело к утрате авторской живописи. Холст имел сильное провисание из-за слабого натяжения на подрамник. Тонкий мелкозернистый неравномерного плетения холст фабричного производства, на котором написано произведение, сохранил прочность нитей, и не был дублирован до настоящего времени./
Ранее картина была перетянута с авторского подрамника на реставрационный, о чем свидетельствуют гвоздевые проколы на авторских кромках. Со временем и этот подрамник потребовал реставрации. Авторские кромки произведения обтрепались и имели недостаточную ширину для натяжения картины на отреставрированный экспозиционный подрамник.
Красочный слой произведения имеет неравномерную нагрузку по всей площади картины: пастозные участки живописи чередуются с тонкими слоями и авторскими пропусками.
Красочный слой разорван сеткой кракелюра с поднятыми краями: на более пастозных участках живописи среднесетчатым кракелюром, на тонких участках мелкосетчатым кракелюром, частично повторяющим кракелюр авторского грунта. В картине изначально была нарушена стабильность красок, используемых автором, из-за обеднения их масляным связующим. Этим объясняется ослабление связи красочного слоя и грунта и мелкие шелушения живописного слоя. Авторский грунт, состоящий из цинковых белил имел сильно выраженный мелкосетчатый кракелюр с поднятыми краями, с угрозой отставания и осыпей./
Предреставрационное исследование произведения выявило на красочном слое участки живописи, структура которых была изменена в процессе предыдущих реставрационных вмешательств. Маленькие каверны на слое авторской живописи, а также несколько расплющенные пастозные мазки художника свидетельствовали о проглаживании красочного слоя при укреплении утюгом с высокой температурой нагрева. Были выявлены реставрационные тонировки, изменившиеся со временем в цвете. Грунт под ними просел и не имел фактуру, имитирующую авторский мазок./
Проведенные исследования показали, что необходимо укреплять не только связь красочного слоя с грунтом, но и сам грунт, состоящий из цинковых белил с обедненным масляным связующим и имеющий жесткий кракелюр. При этом необходимым условием стало применение реставрационного материала и методики работы, способствующих сохранению авторской структуры и «матовой» поверхности авторской живописи./
Совместно с лабораторией химических технологий реставрационных процессов и лабораторией физико-химических исследований института была выбрана программа укрепления грунта и красочного слоя клеем СЭВ. Для лучшего проникновения клея в структуру картины укрепление проводилось на вакуумном столе низкого давления. Одновременно с укреплением живописи проходило устранение деформаций грунта и красочного слоя произведения. Для того чтобы натянуть произведение А.В. Лентулова на отреставрированный подрамник, необходимо было полностью сдублировать верхнюю кромку и частично нижнюю и правую кромки. После подведения реставрационного с красочного слоя было удалено поверхностное загрязнение./
Живопись А.В. Лентулова имела неоднородный блеск. В основном это матовая поверхность. На некоторые участки автором нанесено лаковое покрытие для лучшего выявления живописных особенностей произведения.
Так как поверхность живописи задумывалась автором матовой, а для экспонирования картины необходима защитная пленка – реставрационный совет принял решение красочный слой картины покрыть отечественным ретушным лаком в пинене с помощью пульверизатора. После покрытия живописи этим составом красочный слой сохранил однородный матовый блеск.
Многочисленные мелкие шелушения красочного слоя тонированы реставрационными красками.