Фунори как укрепляющий состав
А.А. Бринцева
Фунори – традиционный укрепляющий состав, который применяется для подклеивания отстающих фрагментов живописи на бумаге и шелке в Японии еще с 1673 года[i]. В начале XXI века он вошел в европейскую реставрационную практику как средство для укрепления красочного слоя и получил широкое распространение по всему миру. В 2014-2015 годах было проведено несколько пробных укреплений на фунори в отделе реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР.
Фунори производится из красных водорослей Gloipeltis, которые произрастают у побережья Японии, Кореи и Южного Китая, они состоят из скелета, и водорастворимых компонентов – полисахаридов, липидов, протеинов. Существует множество рецептов приготовления рабочего раствора фунори, но все они имеют общим то, что сухие водоросли промываются под проточной водой, замачиваются в очищенной или дистиллированной воде и варятся на водяной бане при температуре 45-80º С[ii]. Промывание в проточной воде перед замачиванием избавляет от излишка солей. Способ приготовления фунори влияет на его характеристики. Как показывает исследование образцов раствора фунори, приготовленных различными способами, проведенное тайваньским реставратором Тинг-Фу Фаном[iii], наименьшее изменение в цвете при старении происходит, если сухие пластины водорослей промывать в проточной воде не менее 30 минут, затем замачивать в дистиллированной воде не менее 8 часов и варить на водяной бане в течении 1часа, а затем процедить через ткань, чтобы удалить примеси и не растворившиеся фрагменты. Исследования реставраторов Свидера и Смита из Американского института реставрации показали, что для достижения максимальной экстракции, следует изготовлять 1% раствор, эта же концентрация является оптимальной для укрепления[iv].
Европейскими реставраторами фунори рекомендуется применять для укрепления матовой, порошащейся живописи и живописи, выполненной в смешанных техниках. Франсуаза Мишель, реставратор швейцарского Национального музея, которая занималась с 1998 года исследованием этого состава, отмечает, что при сравнении фунори с другими водными укрепляющими составами, такими как желатин, осетровый клей, клюцель и метилцеллюлоза, он показывает хорошие результаты, а в некоторых случаях, является единственно возможным методом укрепления[v]. Главным его преимуществом является то, что он не изменяет поверхность красочного слоя, не оставляет ореолов, не образует пленку и не создает блеск.
Некоторые авторы отмечают, что у фунори по сравнению с животными клеями довольно слабая адгезия[vi], но тем не менее, он успешно применяется для укрепления приподнятых фрагментов декоративных лаков на японской мебели[vii]. Для усиления адгезии фунори предлагают смешивать с 4% раствором осетрового клея в соотношении (1:1)[viii].
В отделе реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР художниками-реставраторами А.А. Бринцевой и О.В. Архангельской были проведены пробы на укрепление нескольких произведений. В первую очередь, согласно рекомендациям швейцарских коллег, для укрепления матового обезмасленного порошащегося красочного слоя на произведении, которое до этого неоднократно укреплялось различными составами, но красочный слой все равно продолжал осыпаться. По способу, описанному Т. Фаном, приготовлен 1% водный раствор фунори, представляющий собой мутную густую жидкость слегка желтоватого оттенка. Раствор фунори наносился с кисти на поверхность красочного слоя, после полного впитывания (около 10 минут) проглаживался электрошпателем через фторопластовую пленку с укладкой приподнятых чешуек. В результате красочный слой хорошо укрепился, края приподнятых фрагментов красочного слоя были уложены. После укрепления остатки фунори были удалены с поверхности водой ватным тампоном впрокатку. Укрепленный участок не изменился по цвету и блеску, не осталось ореола по его границе. После обработки поверхности влажным ватным тампоном были удалены плотные пылевые загрязнения, остававшиеся в фактуре красочного слоя. Не существует отдельного исследования, посвященного тому, следует ли убирать фунори с поверхности, но большинство реставраторов работающих этим материалом, сходятся во мнении, что лучше убрать столько, сколько возможно[ix].
В рамках работы над научной темой «Проблемы реставрации произведений станковой масляной живописи, выполненной на масляных грунтах» О.В. Архангельской и А.А. Бринцевой были проведены пробы на укрепления на трех картинах XIX века, выполненных на масляных грунтах. Хотя, сначала существовало мнение, что фунори не хватит силы адгезии для того чтобы укрепить довольно толстый, плотный и жесткий масляный грунт, все пробы показали хорошие результаты. Как известно, масляные грунты очень чувствительны к влаге, поэтому необходимо избегать излишней влаги во время реставрации. По этой причине реставраторы и исследователи рекомендуют не использовать животные клеи в этих случаях. Рабочий раствор фунори хотя и состоит из 99 % воды, тем не менее не имеет свободной воды в своем составе, вся она связана с молекулами полисахаридов.
Одна из картин, на которой было проведено пробное укрепление, имела тонкий красочный слой на тонком масляном грунте и тонком холсте, который был разорван в нескольких местах, свернут в рулон и также подвергался попаданию воды на оборотную сторону. В результате грунт потерял связь с основой, по всей поверхности были мелкие шелушения и осыпи, а также закрытые вздутия красочного слоя. На рабочий участок наносился с кисти этиловый спирт, после его испарения с кисти наносился 1% раствор фунори, через 20 минут после его полного впитывания, поверхность проглаживалась электрошпателем через фторопластовую пленку, и ставился груз. В результате, вздутия были уложены, шелушения и осыпи укреплены, уложен кракелюр, также устранены деформации основы. На данном произведении проводились пробы и другими водными и спиртовыми составами, и фунори показал один из лучших результатов.
Две другие картины имели плотный масляный грунт с открытыми вздутиями, приподнятыми краями грунта и красочного слоя, жестким кракелюром. На них укрепление проводилось закрытым способом: поверхность обрабатывалась этиловым спиртом с кисти, затем наносился раствор фунори с кисти, во вздутия он подводился с помощью тонкой кисти, после его впитывания, на поверхность накладывалась профилактическая заклейка из папиросной бумаги, проклеенная 5% раствором кроличьего клея (также проводились пробы с заклейкой на фунори), после этого поверхность проглаживалась электрошпателем через фторопластовую пленку, как при традиционном укреплении закрытым способом на кроличий клей. В результате кракелюр уложен, грунт и красочный слой укреплены, отставания красочного слоя от грунта и грунта от холста устранены, вздутия уложены. Фунори показал на обоих произведениях хорошие результаты.
Таким образом, фунори представляет собой традиционный японский укрепляющий состав для живописи, проверенный и протестированный европейскими реставраторами, и хорошо подходит для укрепления матовой живописи и живописи, чувствительной к воде. Опыт применения фунори как укрепляющего состава в ГосНИИР подтвердил его свойства.
[i] Koyano M. Japanese Scroll Paintings: A Handbook of Mounting Techniques. Washington DC: Foundation of the American Institute for Conservation, 1979. P. 31.
[ii] Masuda, Katsuhiko. Vegetable Adhesives Used in the Workshop of the Hyogushi, Restorer and Mounter of Japanese Paintings // Adhesives and Consolidants – IIC Paris Congress Preprints. London, 1984. P. 127-128.
[iii] Fan T. Evaluation of funori stability in preparation methods // Adhesives and consolidants in painting conservation. London, 2012. P. 53-60.
[iv] Swider J.R., Smith M. Funori: overview of a 300-year-old consolidant // Journal of the American Institute for Conservation. 2005. № 2 (44). P. 117-126.
[v] Michel F., Geiger T., Reichlin A., Teoh-Sapkota G. Funori eib japanisches Festigundsmittel fur matte malerei // Zeitschrift fur Kunsttechnologie und Konservierung. 2002. №16. P. 257-275; Michel F. Funori and JunFunori: Two Related Consolidants with Surprising Properties // Proceedings of Symposium 2011. Adhesives and Consolidants for Conservation. Ottawa, 2011.
[vi] Yamasaki K., Nishikawa K. Polychromed sculpteres in Japan. // Studies in Conservation. №5. 1970. P. 278-293.
[vii] Yamashita Y. Concept concerning the conservation and restoration of urushiware and preliminary investigations. Tokyo, 2011. P. 87-88.
[viii] Michel F. 2011. P.7.
[ix] Fan T. P. 55.