2000-е годы: приостановка работы Комиссии. Усилия специалистов отрасли по возобновлению ее деятельности

Сложные социально-экономические изменения 1990-х гг. затронули также сферу культуры. Появление различных форм собственности, начавшаяся приватизация памятников истории и культуры, передача памятников в собственность религиозных организаций – все эти процессы содействовали формированию «коммерческого» подхода к реставрации. Происходит постепенное снижение государственного контроля за качеством реставрационных работ, снижается уровень требований к реставраторам, которые зачастую становятся зависимы от диктующего свои условия заказчика работ. Слабеют позиции научной реставрации, приоритетными на практике становятся поновительские и восстановительные работы, памятники используются без учета их исторической и художественной ценности. В 1990-е годы возникла широкая сеть негосударственных, коммерческих реставрационных учреждений, для работы в которых привлекались аттестованные реставраторы, что являлось гарантией профессионального исполнения работ. Привлечению опытных, имеющих аттестацию реставраторов способствовала необходимость получения организацией лицензии на реставрационную деятельность. Институт государственного лицензирования реставрационно-консервационной деятельности на памятниках истории и культуры Министерство культуры ввело с 1994 года в целях упорядочения процессов организации реставрационных работ и борьбы с технологическими нарушениями при проведении этих работ. Деятельность Комиссии по аттестации реставраторов в этих условиях приобретала особое значение. Отрасль нуждалась в специалистах, чей профессиональный уровень объективно оценивался при аттестации, которая позволяла регулировать допуск реставраторов к самостоятельной работе. Однако в 2004 г. работа Комиссии была приостановлена в связи с проведением административной реформы. В новом Министерстве, преобразованном в трехзвенную структуру (собственно Министерство, федеральные службы и федеральные агентства), места для Государственной Комиссии по аттестации не нашлось. Ни одному из новых исполнительных органов не было поручено курировать деятельность Комиссии. К сожалению, в принятом в 2002 г. федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (73-ФЗ) не было положения о необходимости проведения аттестации реставраторов, допускаемых к работе с художественно-историческими памятниками. Статьи Закона, касающиеся объектов культурного наследия, декларируют государственную охрану памятников истории и культуры «в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения порядка их использования и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия» (ст. 33) и декларируют, что работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральными органами охраны (ст. 45). Однако эти статьи носят общий характер, они требуют конкретных для их исполнения подзаконных актов и постановлений Министерства культуры. Отсутствие законодательной базы для работы Комиссии стало причиной для ее ликвидации после 50 лет эффективной деятельности. Все последующие годы специалисты в области сохранения культурного наследия, реставраторы, музейные работники предпринимают усилия для возобновления деятельности Государственной аттестационной комиссии. В своих обращениях в Правительство, Государственную Думу они заостряли внимание на том факте, что сохранение национального культурного наследия является одной из приоритетных целей Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)». Особо подчеркивается, что из-за невозможности проведения аттестации падает профессиональный уровень специалистов, занимающихся реставрацией, что, в свою очередь, может привести к невосполнимой утрате памятников истории и культуры. Отмена аттестации реставраторов открывает дорогу в отрасль неквалифицированным и недобросовестным деятелям, на место профессиональных кадров приходят дилетанты. Научная реставрация заменяется реконструкцией и воссозданием. В настоящее время на государственной охране находятся более 100 тысяч памятников, из них около четверти – памятники федерального значения, в музейном фонде – более 80 миллионов предметов. Для сбережения этого огромного культурного достояния страны и обеспечения высокого уровня реставрационно-консервационных работ требуется сохранения и усиление роли государства в реставрационной отрасли. В ожидании решения вопроса о возобновлении работы Комиссии по аттестации некоторые реставрационные организации пошли по пути создания внутренних аттестационных комиссий. Однако эффективный государственный контроль за реставрационными работами и профессиональной подготовкой реставраторов – функция, которую на протяжении многих лет выполняла Государственная комиссия – может быть обеспечен при условии восстановления ее деятельности, основывающейся на соответствующей нормативной базе и опирающейся на единые критерии оценки профессионального уровня реставраторов. Отсутствие аттестации может обернуться появлением большого числа реставраторов-невежд, ошибки которых могут иметь пагубные последствия для объектов культурного наследия России.

Поделиться