Новые Положение о Комиссии и квалификационные характеристики

В 1985 г. приказом МК СССР от 18 сентября № 366 «О мерах по совершенствованию работы Комиссии по аттестации реставраторов» были приняты новые Положение о Комиссии по аттестации и квалификационные характеристики художников-реставраторов. В Положении были четко зафиксированы основные задачи Комиссии, ее состав, структура (4 секции), определялся порядок ее работы, задачи президиума, расширены права членов Комиссии, в частности, касающиеся контроля за правилами ведения работ по консервации и реставрации памятников. Было увеличено число специальностей, по которым аттестовывались реставраторы.

Новые квалификационные характеристики были разработаны для следующих реставрационных специальностей:

  1. художник-реставратор монументальной живописи и мозаики в памятниках архитектуры;
  2. художник-реставратор фрагментов монументально-декоративного искусства музейного хранения;
  3. художник-реставратор каменной и гипсовой архитектурно-декоративной скульптуры;
  4. художник-реставратор станковой масляной живописи;
  5. художник-реставратор станковой темперной живописи;
  6. художник-реставратор полихромной деревянной скульптуры и декоративной резьбы;
  7. художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры;
  8. художник-реставратор мебели;
  9. художник-реставратор позолоты;
  10. художник-реставратор произведений керамики и стекла;
  11. художник-реставратор произведений из металла; 
  12. художник-реставратор произведений из кожи;
  13. художник-реставратор произведений из ткани;
  14. художник-реставратор произведений из кости и рога;
  15. художник-реставратор графических произведений;
  16. художник-реставратор библиотечных материалов и переплетов.

Квалификационная характеристика содержала перечень консервационных и реставрационных работ, которые художник-реставратор имел право выполнять самостоятельно в соответствии с реставрационным заданием, утверждено методикой, инструкциями.

Общими для всех специальностей являлись следующие положения:

  • художник-реставратор третьей категории имел право самостоятельно выполнять несложные консервационные и реставрационные работы в соответствии с реставрационным заданием по утвержденной методике на памятниках невысокой музейно-художественной ценности;
  • художник-реставратор второй категории имел право самостоятельно выполнять консервационные и реставрационные работы средней сложности в соответствии с реставрационным заданием по утвержденной методике на памятниках невысокой музейно-художественной ценности;
  • художник-реставратор первой категории имел право самостоятельно выполнять консервационные и реставрационные работы значительной сложности в соответствии с реставрационным заданием по утвержденной методике на памятниках высокой музейно-художественной ценности, руководить работой художников-реставраторов менее высокой квалификации (той же специальности), в этом случае он нес всю ответственность за качество выполненных работ, проводить занятия со стажерами;
  • художник-реставратор высшей категории имел право самостоятельно выполнять все виды консервационно-реставрационных работ особо высокой сложности в соответствии с реставрационным заданием по утвержденной методике на уникальных памятниках; разрабатывать методики, методические указания, участвовать в подготовке учебных пособий; руководить работой художников-реставраторов менее высокой квалификации (по той же специальности), в этом случае он нес всю ответственность за качество выполненных работ.

Кроме того, художники-реставраторы всех квалификационных категорий по всем специальностям должны были знать и соблюдать существующие инструкции и правила ведения и документирования работ по консервации и реставрации, обязаны были знать и соблюдать требования, предъявляемые к качеству реставрационных работ, к качеству реставрационных материалов, соблюдать правила хранения произведении, с которыми они работали, знать основные возможности научно-технических методов исследований. Отдельным пунктом оговаривалось положение об обязанности аттестуемых реставраторов всех специальностей знать историю развития и основные концепции реставрационной теории и практики, положения советских и международных документов по вопросам реставрации и охраны памятников. Квалификационными характеристиками 1985 года, отражавшими переход к реставрации как к научной дисциплине, содержащими конкретные возросшие по сравнению с прежними требования к знаниям и умению реставраторов различной специализации с учетом современного развития науки и ее достижении, руководствовались вплоть до ликвидации Комиссии в 2004 году.

Поделиться