Контроль за научно-методической направленностью реставрационных работ. Упорядочивание реставрационной документации
Заинтересованность в аттестации своих сотрудников проявляли многие организации, не относящиеся к системе Министерства культуры СССР. И в состав Комиссии были включены специалисты других ведомств, что существенно повысило ее значимость и авторитет. В Комиссию были включены специалисты из Лаборатории консервации редких документов АН СССР (Ленинград), Украинского специализированного научно-реставрационного производственного управления (Киев) и др. В Комиссии также были представлены специалисты из всех крупных реставрационных организаций, включая музейные и библиотечные реставрационные мастерские и отделы, и не только из Российской Федерации, но также из Литвы, Эстонии, Украины, Латвии, Грузии.
В 1975 г. в соответствии с приказом министра культуры СССР были проведены переаттестация и обмен аттестационных удостоверений художников-реставраторов, работавших в системе МК СССР. Приказом министра культуры от 29 июля 1976 г. № 512 в целях совершенствования дела реставрации художественных и музейных ценностей, упорядочивания реставрационной документации и учета реставрируемых движимых памятников культуры и искусства с 1 января 1977 г. вводилась единая форма Паспорта реставрации памятника культуры (движимого) и инструкция по заполнению паспорта, действовавшие в течение многих лет.
О качестве работ аттестуемого реставратора Комиссия судила не только по документации, характеристикам, которые давались реставратору руководителем работ и членами Комиссии. В некоторых случаях реставратор приглашался лично присутствовать на заседании секции и ответить на вопросы членов Комиссии. По мере накопления опыта работы Комиссии все большее значение приобретала ее важнейшая, приоритетная задача – контроль за научной и методической направленностью реставрационных процессов. Совершенствовалась и форма контроля. Президиум Комиссии принимает решение направлять к аттестуемым реставраторам на места проведения реставрационных работ выездные группы от 3 до 5 человек – членов Комиссии (т.н. рабочие группы). Работа Комиссии и каждой ее секции осуществлялась следующим образом. Технический секретариат Комиссии (располагался во ВЦНИЛКР-ВНИИР) получал от организаций или самих реставраторов заявки на аттестацию. Затем формировались списки для аттестации в каждой из секций Комиссии, и совместно с председателем секции определялась будущая дата заседания. Председатель секции вместе с техническим секретариатом определял необходимость выезда рабочих групп. Рабочие группы направлялись обычно в те города, откуда поступало несколько заявок на аттестацию или где необходимо было проверить качество реставрационных работ. Рабочие группы направлялись и в московские музеи, из которых должны были аттестовываться реставраторы, а также приглашались на защиты дипломных работ в высших и средних специальных заведениях, где готовили кадры реставраторов. В состав рабочей группы включались члены секции, в некоторых случаях приглашались к участию в работе такой группы реставраторы высшей квалификации на местах. Чаще всего рабочую группу возглавлял председатель секции. Эти группы, формировавшиеся по принципу специализации, внимательно знакомились на местах с законченными и находящимися в процессе реставрации работами, с постановкой реставрационного дела в организации. В отчете такой группы содержались рекомендации для Комиссии о подлежащих аттестации реставраторах, об их соответствии той или иной категории. После проведения подготовительной работы технический секретариат Комиссии рассылал в музеи и реставрационные организации информационное сообщение о назначенном заседании секции, получал лично от реставраторов или по почте реставрационную документацию. На заседании секции рассматривалась документация каждого аттестуемого, учитывалось мнение членов выездной группы. Затем решение об аттестации вносилось каждым членом секции в бланк бюллетеня для тайного голосования. После окончания процедуры голосования бюллетени обрабатывались избранной счетной комиссией, составлялся протокол, оглашались результаты голосования по каждому аттестуемому и соответственно присваиваемая категория. Протокол заседания секции утверждался Председателем Комиссии по аттестации, после чего реставратор получал удостоверение с указанием присвоенной специализации и категории.
Реставратор уже с первой своей работы готовился к аттестации и, зная жесткие требования «Положения об аттестации», сформулированные в квалификационных характеристиках, стремился соответствовать этим требованиям, что обязывало его постоянно повышать свой профессиональный уровень, работать в русле современных требований. Его реставрационные работы, представленные на аттестацию, должны были выполняться по методикам, утвержденным учеными и реставрационными советами ведущих реставрационных организаций страны и официально оформленным. В случае нарушения методики и технологии реставрации, грозящего сохранности памятника, Комиссия имела право дисквалифицировать или понизить квалификацию реставратора.
Для повышения профессионального уровня, приобретения практических навыков существовала система стажирования реставраторов в ведущих реставрационных организациях, таких как ВЦНИЛКР (ВНИИР), ГЦХРМ, Государственный Эрмитаж и др. Факты прохождения стажирования также отмечались в аттестационных документах, в которых содержались отзывы руководителей стажировки об аттестуемом реставраторе. Таким образом, ведущие реставраторы страны, как члены выездных групп Комиссии, так и опытные специалисты в головных организациях, оказывали высококвалифицированную помощь, осуществляли научно-методический контроль за работой менее опытных, но стремящихся глубоко овладеть своей специальностью реставраторов.