1970-е годы: расширение функций комиссии, создание Президиума

В 1973 г. в связи с широким развитием музейной сети в стране и ростом музейного фонда, а также необходимостью дальнейшего улучшения реставрационного дела, усиления реставрационного контроля, а следовательно, улучшения качества реставрации функции комиссии по аттестации были вновь расширены приказом МК СССР от 26 февраля 1973 г. № 114 «О мерах по дальнейшему улучшению организации реставрационного дела и аттестации реставраторов». Были утверждены «Положение о реставраторе музея, реставрационной мастерской и других реставрационных организаций системы МК СССР», в котором были определены обязанности, права и ответственность реставратора.

В соответствии с приказом № 114 для рассмотрения вопроса об аттестации каждого реставратора должны были быть представлены ходатайство организации, подписанное ее руководителем, с указанием специализации и имеющейся категории, листок по учету кадров, подтверждающий данные об образовании и стаже работы, автобиография, характеристика с места работы, в которой обязательными были сведения о стаже работы в области реставрации, а также время работы в данной организации. В документах, представляемых на аттестацию, должен был содержаться перечень наиболее значительных реставрационных работ, выполненных самостоятельно или под руководством (с указанием руководителя) за период после присвоения последней квалификационной категории (если таковая уже имелась),. Представлялись сведения о прохождении стажирования или занятий по повышению квалификации в реставрационных учреждениях и отзывы руководителей стажирования. Требовалась также выписка из протокола реставрационного совета организации с рекомендацией о присвоении реставратору квалификационной категории в соответствии с утвержденными требованиями. Обязательна была также реставрационная документация по выполненным работам (паспорта реставрации или реставрационные отчеты для произведений монументальной живописи). Если же в учреждении, ходатайствующем об аттестации реставратора, не было реставрационного совета, к ходатайству прилагалась выписка из протокола реставрационного совета той организации, где реставратор проходил стажирование или занятия по повышению квалификации, так же с рекомендацией о присвоении реставратору соответствующей категории.

Соблюдение всех требований к предоставляемой документации гарантировало выполнение основной задачи Комиссии – контроль за качеством реставрации, профессиональным составом и подготовкой кадров реставраторов.

В процессе многолетней работы по аттестации в практике Комиссии стали возникать проблемы, требующие незамедлительного решения и выходящие за рамки компетенции одной секции или затрагивающие интересы нескольких секций (подготовка новых нормативных документов, жалобы на постановку реставрационного дела в организациях, заявления о плохом качестве работ художников-реставраторов и пр.). Появилась необходимость создания во главе Комиссии руководящего оперативного органа, способного разрешать такого рода проблемы.

В 1974 г. был образован Президиум Комиссии, состоящий из 9 человек. Возглавил Президиум начальник Управления изобразительных искусств и охраны памятников МК СССР А.Г. Халтурин, в его состав вошли Д.Н. Кульчинский (МК СССР, зам. председателя), Г.Г. Карлсен (ГЦХРМ, зам. председателя), Н.Н. Померанцев (ответственный секретарь), М.А. Александровский, В.П. Воробьев (ГЦХРМ), И.П. Горин (ВЦНИЛКР), Е.А. Костикова (ГЦХРМ), Ст.С. Чураков (ГМИИ). В 1974 г. дополнительно была введена аттестация реставраторов монументальной клеевой и масляной живописи, реставраторов позолоты, мебели, деревянной скульптуры и рельефов, каменной и гипсовой скульптуры, реставраторов библиотечных материалов. Таким образом, аттестации стали подлежать практически все специалисты по реставрации музейных коллекций, библиотечных и архивных материалов, имеющих художественную ценность, часть реставраторов декора интерьеров памятников архитектуры. При рассмотрении дела по специальности, не предусмотренной Положением, Комиссия имела право аттестовать реставратора по аналогии с другими специальностями и присвоить категорию согласно представленной документации.

Для аттестации на любую из категорий требовалось высшее или среднее специальное образование и определенный стаж практической работы: для художника-реставратора высшей квалификации – 10 лет, для первой категории – 6 лет, для второй – 4 года, для третьей – 2 года. Лицам, не имевшим высшего или среднего специального образования, увеличивался необходимый для аттестации стаж практической работы: соответственно 15, 10, 7 и 5 лет. В соответствии с новым «Положением» реставратор, не работавший по разным причинам по специальности более 3 лет, подлежал переаттестации.

Аттестацию также могли пройти лица, не работавшие в государственных организациях. При этом они должны были предъявить в Комиссию представление учреждения, в котором они работали, а также отзыв компетентных лиц о качестве выполняемых ими работ. В некоторых случаях проводилась аттестация реставратора по его личному заявлению (без ходатайства организации), но при условии представления остальных необходимых для аттестации документов, в ом числе паспортов реставрации.

Поделиться