Цель создания Комиссии. Первый этап деятельности

В послевоенный период реставрация становится планомерно осуществляемой государственной программой, направленной на сохранение памятников истории и культуры. Для успешного выполнения этой программы требовались в достаточном количестве хорошо подготовленные специалисты, профессионально выполнявшие работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия – музейных ценностей, памятников архитектуры. В 1950-е гг. в реставрацию приходит новое поколение, представители которого имели главным образом художественное и искусствоведческое образование. Для допуска их к реставрационным работам разной степени сложности, самостоятельным или под наблюдением опытных реставраторов необходимо было определить их способности, умение, практический навык. Для этой цели нужна была аттестация, определявшая уровень профессиональной подготовки реставратора. Вводимая система аттестации была ориентирована в конечной своей цели на осуществление контроля за качеством выполняемых реставрационных и консервационных работ, за грамотным ведением реставрационной документации, что являлось в значительной степени гарантией сохранности реставрируемых произведений. Такого рода система по своим целям и содержанию являлась в то время единственной в мире. Аттестации подлежали все реставраторы страны, как те, кто не имел специального образования, ставшие реставраторами в результате практической работы, так и те, кто окончил реставрационные отделения высших и средних художественных учебных заведений, т.е. дипломированные реставраторы.

Первоначально аттестацию проходили только художники-реставраторы произведений станковой живописи, масляной и темперной. Первый состав Комиссии, которая в то время называлась Комиссия по аттестации реставраторов произведений живописи при Главном управлении изобразительных искусств Министерства культуры СССР, был утвержден 24 февраля 1955 г. приказом Министерства культуры № 203-к. Председателем Комиссии был назначен академик, доктор искусствоведения И.Э. Грабарь. Его заместителем стал художник-реставратор А.Д. Корин. Членами первого состава Комиссии были зав. отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа В.Ф. Левинсон-Лессинг, инспектор Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Н.А. Гагман, зам. ученого секретаря Научно-методического совета по охране памятников при Президиуме АН СССР С.П. Григоров, художник-реставратор ГЦХРМ В.О. Кириков, член-корреспондент АХ СССР, художник-реставратор ГМИИ П.Д. Корин, реставратор Государственного Эрмитажа П.И. Костров, член-корреспондент АН СССР, доктор искусствоведения В.Н. Лазарев, зав. отделом древнерусского искусства ГТГ Н.Е. Мнева, директор ГЦХРМ С.П. Сидоров, реставратор ГТГ К.А. Федоров, зав. отделом темперной живописи ГЦХРМ В.В. Филатов, зав. отделом станковой масляной живописи ГЦХРМ Ст.С. Чураков, ст. научный сотрудник ГЦХРМ Н.Н. Померанцев. Художникам-реставраторам, вошедшим в состав первой Комиссии, Министерство культуры, признавая профессиональные заслуги этих мастеров, присвоило звание художников-реставраторов высшей квалификации. Были утверждены 4 квалификационные категории – третья, вторая, первая и высшая.

Комиссия провела большую работу по определению квалификации реставраторов станковой масляной и темперной живописи. Среди аттестованных за первые шесть лет ее существования были такие известные мастера, как В.О. Кириков, А.Д. Корин, П.И. Костров, К.А. Федоров, В.В. Филатов, Ст.С. Чураков.

Реставраторы других специальностей в эти годы аттестацию не проходили.

Поделиться