Боголюбов А.М., Клемешова Е.Г. Исследование и реставрация скульптуры «Монах Нитирен» (Япония, XVII в.) // 6th Triennial Meeting for Baltic States Restorers. Sacred Art Heritage: Investigations, Conservation and Restoration. – Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002. Preprints. – Lithuanian Art Museum Pranas Gudynas Restoration Centre. – Vilnius, 2002. – P. 148-151. (англ.).
Прочтение надписи на деревянной скульптуре, декорированной полихромной росписью, поступившей в Государственный Эрмитаж в 1996 г., позволило атрибутировать памятник и установить время его создания. Экспонат имел многочисленные утраты и отставание грунта с красочным слоем, следы поновлений и чинок (укрепление стекловидным клеем, который был определен как осетровый). Поверх красочного слоя лежал слой черного цвета, сквозь который местами просматривалась полихромная роспись, имеющая орнамент и рельефный узор. Перед началом консервационно-реставрационных работ были проведены исследования памятника, которые позволили выявить особенности его изготовления и разные этапы поновлений. Дендрологический анализ скульптуры показал, что она изготовлена из японского кипариса. Рентгено-флуоресцентный анализ пигментов выявил киноварь, охру, золото, краску на медной основе. Химический анализ черного покрытия выявил, что это смесь древесного угля, желатины и масла. Анализ лака подтвердил предположение, что это японский лак «уруши».
Процесс реставрационно-консервационных мероприятий включал в себя укрепление красочного слоя и грунта, удаление загрязнений, отработку методики удаления поздний поновлений. Работа по исследованию скульптуры и раскрытию авторского красочного слоя продолжается.