Schott F.L. Technik der Steinschneidekunst und eine neuartige Ergänzungsmethode // Restauro. – 2000. – № 1. (нем.).

Искусство резьбы по камню, известное как «флорентийская мозаика» или «Comessi in Pietro Dure», возникло во Флоренции и Праге около 1600 года. В статье речь идет об инкрустации из камня «Св. Иоанн» 1600 г. из Праги, находящейся в Баварском Национальном музее в Мюнхене. Для разработки концепции реставрации сначала хотели до тонкостей понять технику этой художественной формы, прежде чем была разработана абсолютно новая методика восполнения утрат. При выпиливании отдельных компонентов такой мозаики на тончайшую стальную нить пилы наносится специальный гель-смазка и используется подставка из дерева каштана. Разрез проводится под углом к поверхности, чтобы кусочки с острыми углами можно было поместить без стыка между ними. Основа обычно состоит из сланца (шифера), клеем является смоляная замазка. Некоторые элементы изображения Св. Иоанна были утрачены. При предыдущем ремонте эти места утрат были восполнены замазкой из окрашенного гипса с последующей тонировкой. Это вещество, потерявшее вид, было удалено скальпелем из слоновой кости, в качестве замены была приготовлена полиэфирная смола, которая сначала смешивалась с пигментами и наносилась в несколько слоев на стеклянную пластину с целью достижения различных нюансов цвета. После затвердевания и снятия слоя полиэфирной смолы при помощи шаблонов и лобзика выпиливались недостающие элементы и вставлялись в технике сэндвича в основу подлинника. Как на сланцевую основу, так и на подкладку приклеивалась бумага ручного отлива на метил-целлюлозный клейстер с использованием рыбного клея, растворимого в холодной воде. Таким образом, созданы обратимые вставки, заметные только специалисту при наклонном освещении.