Giusti A., Matteini M., Biliotti C. Pulpito di Donatello per il Duomo di Prato // Sezioni Restauro. Settore restauro Materiali Lapidei. Opificio delle Pietre Dure.– 2002 (ит.).
В статье описываются исследования и реставрация семи мраморных досок с барельефами, изображающими фигуры танцующих ангелов, выполненных Донателло между 1428 и 1438 гг., и украшающими круглый парапет кафедры на углу фасада Собора в Прато. Барельефы часто подвергались реставрациям, о чем свидетельствует сохранившаяся реставрационная документация второй половины XVIII в. Все семь разрушенных мраморных барельефов были окончательно сняты с кафедры в 1970 г. и помещены в близлежащий музей Собора, где они хранились до последнего времени. Тогда же были проведены их исследования. Было также точно установлено, что несколько мозаичных плиток фона барельефа в ходе реставрации в конце XIX в. были заменены штукатуркой под искусственный мрамор, окрашенной в тон оригинала.
Плохое состояние сохранности панно (толстые слои загрязняющих веществ, сколы мрамора, швы штукатурки и цемента – следы предыдущих реставраций) вызвало необходимость проведения реставрации для возвращения им эстетической и экспозиционной ценности. В 1990 г. Реставрационной мастерской во Флоренции были начаты реставрационные работы самой разрушенной центральной мраморной доски, для чего были разработаны научные методы исследований и реставрационная методика. Остальные панно оставались в то время в музее, а затем в 1996-97 гг. были демонтированы и также направлены на реставрацию.
Реставрация была затруднена наличием многочисленных необратимых доделок из различных материалов, выполненных в ходе предыдущих восстановительных работ, а также чрезвычайно хрупким состоянием мрамора. Для поверхностной очистки от загрязнений и отложений солей после многочисленных проведенных тестов был выбран метод лазерной очистки с помощью оптического волокна. Этот метод был выбран как самый эффективный и контролируемый, который позволил удалить поверхностные загрязнения, сохранив одновременно желто-коричневую патину, оставшуюся под слоями в результате проведения старинных защитных обработок. Помимо очистки реставрация также включала удаление следов штукатурок и цементных швов, укрепление некоторых трещин на мраморе и ограниченное восполнение утрат в наиболее заметных местах. Учитывая контролируемый микроклимат в музее и стабильные условия хранения мрамора решено было не проводить укрепление материала, который уже ранее подвергался многочисленным неадекватным обработкам.