Голиков В.П. Использовал ли Дионисий ферапонтовские гальки для росписей церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове? // Ферапонтовский сборник. VI. – М.: «Индрик», 2002. – С. 298-319.
Росписи церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове, созданные Дионисием, в течение многих лет вызывают дискуссии о происхождении пигментного сырья. Колористическое многообразие красочных слоев с земляными пигментами породило две альтернативные концепции по поводу сырьевого источника этих пигментов. В данной работе описаны результаты исследования ферапонтовских галек, а также сравнительное исследование земляных пигментов в этих гальках и красочных слоях настенных росписей церкви Рождества Богородицы. Для исследования земляных пигментов применялись следующие экспериментальные методы: различные варианты микроскопии в отраженном и проходящем поляризованном и неполяризованном свете при увеличении 10-600 x; микрохимия; гистохимия; гидростатистический метод; дифференциально-термический анализ; рентгено-структурный анализ по методу Дебая-Шерера; элементный анализ с помощью эмиссионного спектрального анализа; микрорентгеноспектральный (микрозондовый) анализ; электронная сканирующая микроскопия; нейтронно-активационный анализ. Также была использована коллекция эталонных минералов осадочных пород. Предложено пять основных признаков, пригодных для экспериментального сравнения земляных пигментов в микропробах галек и красочных слоях в росписях. Сделан вывод, что ферапонтовские гальки не были пигментным сырьем в соответствующих красочных слоях настенных росписей церкви Рождества Богородицы.
В конце статьи приложены следующие таблицы: классификация галек из села Ферапонтова по группам; минеральный состав основных групп галек из села Ферапонтово; состав примесных элементов в основных группах галек из села Ферапонтово; идентификация основных компонентов галек из села Ферапонтово; оценка ферапонтовских галек как потенциального сырья для земляных пигментов (в соответствии с современной классификацией для земляных пигментов).