Бляхер А.М., Василенко Т.С., Гаген Л.П. Реставрация стенной росписи «Пранидхи» из Безеклика, Восточный Туркестан, в раборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа // 6th Triennial Meeting for Baltic States Restorers. Sacred Art Heritage: Investigations, Conservation and Restoration. – Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002. Preprints. – Lithuanian Art Museum Pranas Gudynas Restoration Centre. – Vilnius, 2002. – P.139-143. (англ.).
В Государственном Эрмитаже находится коллекция стенных росписей на лессовой штукатурке, привезенных из Восточного Туркестана в начале XX в. Для хранения в условиях холодного и влажного климата фрагменты были вмонтированы в гипсовые блоки. Ведущим реставратором Эрмитажа П. И. Костровым совместно со специалистами-химиками был предложен метод консервации клеевой живописи на лессовых пористых штукатурках, предполагающий использование низковязкого ПБМА.
В 1954 и 1971 годах растворами ПВА и ПБМА был закреплен красочный слой «Пранадхи» без демонтажа фрагментов с гипсовых плит. Однако, продолжающееся разрыхление штукатурного слоя потребовало демонтажа памятника и переноса его фрагментов на новую основу – полистирольный плиточный пенопласт. Первый этап реставрации включал в себя исследование материалов (установлено, что в состав грунта входят свинцовые белила, сурик, охра, малахит, уголь, краска на медной основе), демонтаж гипсовых фрагментов, закрепление штукатурной основы (спирто-ксилольные растворы ПБМА-НВ), расчистку (органические растворители), мастиковку трещин и утрат (вставки из полиуретанового пенопласта с использованием лессовой мастики), наклейка на новые плиты (ПВА-эмульсия, мел и лесс в качестве наполнителя), сушка. Второй этап (художественная реставрация) включал в себя восстановление старых и выполнение новых записей, приближенных к подлиннику (поливинилацетатная темпера, белила, охра, умбра, акварель).