Bérgeaud C., Hourrière F., Balcar N. Restauration du «Portrait des petits enfants Claude, Gérard et Jacqueline» (décembre 1950), plafond de l’hotel Regina, Musée Matisse du Cateau-Cambresis. Centre de Recherche et de Restauration des Musées de France, Opération phare, 2002. (фр.).
Перед проведением реставрационных работ настенной росписи Матисса в Отеле Регина было изучено состояния их сохранности и сделана предварительная диагностика с помощью анализа микрообразцов живописи. После смерти художника, в 1970 г. рисунки были сняты со стены и перенесены на холст. Композиция состояла из неправильного четырехугольника размером 324х409 см, разделенного на семь фрагментов различных форм и размеров и наклеенных на плотный льняной холст. Швы соединений, пересекавшие рисунок, искажали его внешний вид.
При составлении совместно с архитекторами проекта реставрации учитывались способы подвески и последующее представление живописи. Выбранные методы проведенной летом 2002 г. в залах музея реставрации основывались на принципе минимального вмешательства в уже травмированное произведение, обеспечивающего его структурную прочность и улучшение внешнего вида. Стратиграфические срезы различных слоев красочных веществ, их толщина, количество и внешний вид были изучены под оптическим микроскопом. Затем каждый слой подвергался анализу инфракрасной спектроскопией, позволяющей уточнить состав связующих веществ и некоторых пигментов путем интерпретации их спектров. После укрепления локальных отставаний красочного слоя фрагменты живописи были демонтированы с потолка и сняты с дублировочного холста. Эта очень опасная стадия реставрации была осуществлена механическим путем без использования растворителей, ввиду слабой клеящей способности акриловой смолы. Для разглаживания складок холста каждый фрагмент был монтирован на временный подрамник перед дублированием его на нетканый материал из полиэфирной пленки. Операция проводилась на столе с вытяжкой с использованием раствора акриловой смолы для уменьшения риска сжатия холста. Фрагменты живописи были расположены на жесткой плоской поверхности, состоящей из полипропиленовых досок, укрепленных на подрамнике из алюминия. Промежуточное пространство между доской и холстом было проложено двумя слоями нетканого материала из полиэстера, а окончательная склейка проводилась методом термосклейки утюгом пленкой Beva®. Проведена очистка всей живописной поверхности этанолом, пятна винилового клея были размягчены тем же способом и удалены механическим путем. Самые крупные утраты и швы были восполнены синтетической мастикой. Тонировка осуществлена пигментами Laropal® с обратимым связующим: темные локальные пятна тонированы пастелью, а светлые – акварелью.