Hartin D. La collaboration, rien de mieux pour èliminer une tâche! // Bulletin de l’ICC.– 2002.– №29 (фр.).
В проекте по проведению экспертизы и удалению пятен от воды на большеформатном семицветном эстампе на льняном холсте участвовали различные специалисты по реставрации живописи, тканей и бумаги, а также научные сотрудники лабораторий. На первом этапе очистки были разработаны мероприятия по уменьшению темного ореола пятна, для чего был использован диск для локального отсасывания влаги, созданный в Институте. Это диск позволяет создавать достаточно большое давление при отсасывании влаги через основу, не образуя новых ореолов. Однако, несмотря на первые успешные результаты, небольшие размеры диска не позволяли обрабатывать достаточно большую площадь поверхности эстампа. Далее обработка проводилась с помощью стола с вытяжкой, часто используемого реставраторами тканей, который более приспособлен для обработки больших поверхностей, но не позволял достичь такого же давления как диск. Однако, ввиду особенностей льняной основы (редкой и проклеенной ткани), более слабое давление оказалось достаточным для уменьшения размеров пятна. Использование в опыте обычных растворителей не дало результатов. Основываясь на результатах исследований по отбеливанию бумаги, реставраторами было использовано бороводородное соединение натрия – препарат, уменьшающий отбеливание и не повреждающий целлюлозу, что позволило обесцветить самую темную часть ореола. Отбеливающий препарат был нанесен с помощью щетки, а для удаления остатков препарата, обесцвеченных веществ и частичек ткани был использован аэрограф с деминерализованной водой. В некоторых местах, где необходимо было провести повторную операцию, отбеливающий реагент был нанесен ультразвуковым распылителем.
Реставраторами также заделаны многочисленные мелкие разрывы вдоль краев холста техникой практически невидимого с лицевой стороны плетения. После удаления пятен, для восстановления изображения обесцвеченные части холста тонированы техникой, обычно используемой в живописи, но редко применяемой в работе с тканями. После завершения тонировок сконструирован новый подрамник, герметизированный слоистым материалом Marvelseal, состоящим из полиэтилена, алюминия и нейлона и препятствующим проникновению кислот из дерева в произведение искусства. На весь подрамник натянуто термически стабилизированное газовое полотно, а эстамп был наложен на него и закреплен с обратной стороны нержавеющими скрепками. В конце работы сделана специальная рама для защиты эстампа при транспортировке, манипуляциях и хранении.