Frosinini C. Montalbano L. Giovanni Segantini « L’amore alla fonte della Vita ». Disegno su pergamena // Sezione restauro. Settore Materiali cartacei e pergamenacei. Opificio delle Pietre Dure. –2002 (ит.).
В статье представлены научные исследования, проведенные с целью определения техники исполнения рисунка на пергаменте Джованни Сегантини из коллекции Галереи современного искусства в Милане. Рисунок был сделан художником в 1899 г. по сюжету его же живописи на холсте 1896 г. Рисунок выполнен на пергаменте, вырезанном в форме веера, с использованием сангины, графита, цветных карандашей, цинковых белил, золота, смешанного с серебром. Графическая техника, использованная художником, – не самая подходящая для такой основы, как пергамент, т.к. она не дает идеального проникновения «сухих» материалов, отсюда чрезвычайная хрупкость красочных слоев.
Уже в XIX веке рисунок был монтирован с целью экспонирования на картонную основу с помощью небольших гвоздей, которые вызвали значительные повреждения основы. Гвозди, помимо того, что повредили пергамент, спровоцировали разрывы и локальные натяжения. Также отмечались биологические повреждения основы. К счастью сангина и цветные карандаши хорошо сохранились, хотя и претерпели небольшое общее выцветание. Позолота, нанесенная кисточкой, была в плохом состоянии сохранности, несмотря на большую толщину слоя.
Для избежания взятия образцов для анализов использованы неразрушающие методы исследований. Метод эмиссии рентгеновских лучей, индуцированных протонами (PIXE) и рефлектография в ИК-лучах позволили определить использованные материалы и выявить некоторые места, видимые только при особых условиях освещения (белила и черные следы графита).
Рисунок после реставрации экспонировался на выставке «Джованни Сегантини: символистическое видение» в 2001 г.