Наумова М.М. О некоторых результатах исследования материалов и техники византийской книжной миниатюры //Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Сб. статей. Вып. 18. – М.: ГосНИИР, 2000. – С. 27-28.
Статья посвящена проводившимся в ГосНИИР исследованиям красочного слоя миниатюр более 20 византийских иллюминированных рукописей. Исследованиями установлено, что в средневековой живописи использовался один и тот же ограниченный набор органических и минеральных пигментов, а плохая сохранность красочного слоя византийских миниатюр объясняется техникой нанесения его на пергамент без грунта. Пергамент покрывался органической пленкой либо из белка, либо из смеси белка и полисахарида, и на эту поверхность наносился красочный слой. Впоследствии красочный слой осыпался, так как сцеплению с пергаментом мешала лежащая между ними пленка органики.
Сведения о составе красочных смесей могут служить одним из атрибуционных признаков при выявлении принадлежности произведения определенному автору, например рукописи с большим количеством миниатюр.
В результате исследований авторами выявлен ряд еще не решенных проблем, таких как: процесс перерождения свинцовых белил в коричневую двуокись свинца, разрушение пергамента под зелеными медьсодержащими пигментами, необходимость взятия пробы красочного слоя для идентификации органических пигментов. Изучение техники живописи средневековой книжной миниатюры позволило авторам выявить общие черты и различия в технических приемах построения красочного слоя византийской, древнерусской и западноевропейской миниатюры.