Шишкова Е.Г. Некоторые аспекты этики реставрации коллекций произведений графики. Коллекция офортов Рембранта Д. А. Рованского (1824-1895) из собрания Государственного Эрмитажа // 66th Triennial Meeting for Baltic States Restorers. Sacred Art Heritage: Investigations, Conservation and Restoration. – Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002. Preprints. – Lithuanian Art Museum Pranas Gudynas Restoration Centre. – Vilnius, 2002. – P.195-201 (англ.).
Научно-исследовательская работа, реставрация и превентивная консервация коллекции проводились в рамках проекта «Эрмитаж-ЮНЕСКО». В работе приведены данные об условиях проекта и его участниках, описан метод хранения гравюр, предложенный В.А.Ровинским (крепление к листам картона за три угла). Автор отмечает недостатки такого хранения: недоступность для изучения оборотной стороны, где имеются важные для атрибуции надписи и пометки, водяные знаки бумаг; негативное влияние на авторские листы окислившегося со временем картона.
В работе особо подчеркивается значение этического аспекта при выборе методов реставрации, хранения и экспонирования, поскольку данная коллекция уникальна не только тем, что является одним из самых значительных собраний великого мастера, но и тем, что содержит в себе богатую историю коллекционирования (многочисленные автографы и эстампы на оборотной стороне), историю реставрации (например, коммерческая реставрация с восполнением утрат, подклейками, с использованием разных клеев) и превентивной консервации (выбор коллекционером метода хранения). Далее приводится описание исследований, методов очистки, выбираемых исходя из наличия или отсутствия надписей на каждом из офортов (локальная безводная или водная с последующим укреплением основы 1% раствором желатина), укрепления («наращивание» краев из японской бумаги), перенесение офортов в новое паспорту из бескислотного картона.