Klocke J., Lehmann J. Technik des Unterlegens von grobkörnigen Pigmenten // Restauro. – 2001. – № 5. – S. 373-375 (нем.).
В статье описана техника подмалевка черного или темно-серого тона под крупнозернистые пигменты, в первую очередь лазурита и малахита, применявшаяся в изобразительном искусстве Латинской Европы (так называемая «Veneda» Теофилуса Пресбитера, описанная в 15 главе его книги «О смешивании красок...»), обнаруженная при реставрации средневековых книжных миниатюр, станковой и настенной живописи. Приводятся письменные источники, доказывающие существование этой техники на протяжении многих веков, в том числе свидетельство Плиния Старшего. Однако эта техника оказалась много старше, так как были найдены предметы искусства Древнего Египта, где она также применялась. Широко использовавшаяся в те времена египетская лазурь – стекловидная масса голубого цвета, имевшая плохую укрывистость, по всей вероятности, перерабатывалась в крупнозернистую массу для сохранения интенсивности цвета. На маске мумии из Хавары (Файюм) из Ганноверского музея, датируемой примерно 20 г. до н.э. был обнаружен такой подмалевок темно-серого цвета.