Binnie N. La Science: La colorimétrie // Bulletin de l’ICC. – 2001. – №28 (фр.).
В статье представлены методы исследования красочных материалов, включенные в предреставрационные исследования культурного наследия. Цветовая оценка включает документацию о красочных материалах, а также рекомендации по выбору материалов, способных воспроизвести цвет или отделку оригинальных материалов. Визуальные наблюдения являются наиболее простым методом цветовой оценки, но, к сожалению, некоторые факторы влияют на ее точность, в частности условия наблюдения, размер образца, цвет фона или окружающей среды, интенсивность и тип освещения (источник света), свойства поверхности (текстура, блеск) и компетентность наблюдателя. Наличие оригинальных поверхностей с очень тонким красочным слоем или текстурой, затрудняющей дифференциацию каждого красочного слоя, может также затруднять и визуальную оценку цвета. Кроме того, так как составляющие живописи имеют тенденцию изменять со временем свой цвет, то наблюдаемый цвет вероятнее всего отличается от оригинального. Применение спектрофотометра значительно облегчает эту задачу, кроме того, измерения портативным прибором in situ значительно ускоряют этот процесс. С этой целью на поверхности живописи вырезается «окно» диаметром 4 мм вплоть до анализируемого живописного слоя, с помощью спектрофотометра проводится измерение, а затем «окно» тонируется современной краской.
Спектрофотометр предоставляет документацию о цветовых значениях, по которым можно выбрать современную коммерческую краску или смесь красок, цвет которых приближен к оригиналу. Однако инструмент может лишь частично заменить глаз человека и желательно также проводить визуальный контроль цвета, используя окружающие источники света. Сочетание обоих методов является лучшим способом воспроизведения оригинального цвета.