Cartyle L. Reconstitutions historiques exactes de peintures à l’huile // Bulletin de l’ICC. – 2001. – №27 (фр.).
Автор статьи в 1999 г. участвовал в работе по историческому восстановлению масляных связующих на основе рецептов, обнаруженных в справочниках для художников, опубликованных в Великобритании в 1808-1845 гг. В литературе имеется много данных о пигментах, используемых художниками, но очень мало сведений о составе связующих масляных красок. Это объясняется тем, что методы анализа ингредиентов микрообразцов, взятых на картинах, насчитывают всего несколько десятков лет. Взяв данные об этих связующих за основу, автором были приготовлены растертые вручную краски – свинцовые белила, умбра и растительная черная. Для соблюдения соответствия исторической практике всех этапов приготовления было получено льняное масло из свежесобранных растений, выдавленных специально созданным для этого прессом. Полученное масло было обработано либо с сиккативом, либо без него (окись свинца, ацетат свинца) и с нагреванием либо без него. Необработанное свежевыдавленное масло было также использовано в контрольных образцах.
На первых этапах изучения было отмечено, что метод приготовления масла оказывает воздействие на текстуру, консистенцию, вязкость и текучесть красок. Особенно это сказывалось на красках со свинцовыми белилами, немного меньше на умбре и растительной черной. Другим интересным открытием была связь между количеством содержания масла и реологическими свойствами красок (вязкость и текучесть). Предполагалось, что чем меньше краска содержит масла, тем она более густая, однако оказалось наоборот: чем меньше масла содержали свинцовые белила, тем они были более жидкими. Тип используемого сиккатива также оказывал значительное влияние: добавление ацетата свинца в масло придавало краске маслянистость и клейкость, наподобие сливочного масла. Но именно метод приготовления масла, а не его количество или другие добавки оказывал наибольшее влияние во всех изученных случаях на реологические свойства свинцовых белил. Добавление гелей Meglip или Gumtion, очень часто используемых художниками того времени, также оказывало влияние на качество получаемой краски: добавление того или другого делало краску более легкой в наложении. Копаловый лак, также используемый в живописи XIX в., показал те же свойства, но он быстро разрушался сразу после наложения краски. Авторы полагают, что точно повторенные образцы исторических красок помогут лучше узнать методы приготовления масла и используемые художниками добавки и еще долго послужат исследователям живописи.