Кленова О.Ю. Особенности реставрации картин В. Кандинского на стеклянной основе // Реставрация музейных ценностей. Вестник. – М.: 2/2000-1/2001. – № 6-7. – С. 28-30.
Картины В.Кандинского «Амазонка в горах», «Амазонка со львами», «Белое облако» и «Золотое облако» написаны на стеклянной основе и представляют сложную оптическую и цветовую системы. Стекло, имея очень гладкую аморфную структуру, не в состоянии удержать красочный слой из-за отсутствия сцепления с его поверхностью масляных красок. Слой лака связывает красочный слой с основой. В местах, где лак нарушен более всего, произошло ослабление связи красочного слоя в виде мелких пузырьков.
Сложность реставрации этих произведений заключалась в том, что было необходимо ввести укрепляющий состав между живописью и стеклом. Консолидант: должен был иметь коэффициент преломления, близкий к коэффициенту стекла; не должен со временем изменять цвет и прозрачность; изменять цвета пигментов, их коэффициент преломления.
Автор предлагает пойти по пути подбора родственного живописи укрепительного материала. Решено было остановиться на уже имеющемся на картине составе – растворе даммарной смолы в терпентине. Для этого был специально приготовлен 25% раствор смолы даммары в терпентине. Состав легко приникал под отслоения живописи и фиксировал приподнятые участки на основе. При этом с лицевой стороны не происходило никаких видимых оптических изменений цвета и тона. После завершения укрепления с тыльной стороны красочного слоя были удалены излишки даммары. На стекле в местах утрат живописи была оставлена тонкая пленка даммарного лака для обеспечения с реставрационной тонировкой. Живопись в местах утрат была восполнена масляными красками на даммарном лаке с соблюдением особенностей очередности нанесения слоев живописи на основу.