Миколайчук Е.А., Лякина А.Ф. Исследование и реставрация текстильной части коронационных карет российских императоров // Государственный Эрмитаж. Реставрационный сборник. – СПб., 1999. – С. 34-42.
В статье обсуждаются вопросы консервации и реставрации комплексных объектов, состоящих из разных материалов. Приводится описание состояния сохранности и методов реставрации тканей и золотного шитья двух карет XVIII в., обитых бархатом с рельефной золотной вышивкой. Бархат был сильно загрязнен, ворс вытерт, цвет утрачен, имелись многочисленные сечения, разрывы и утраты. Галуны, шнуры, кисти и бахрома сильно загрязнены, местами почернели Состояние сохранности второй французской кареты было несколько лучше.
Программа восстановления и консервации объектов была составлена на основе аналитических и технологических исследований. Ввзяты пробы всех материалов кареты, имеющих органическое происхождение (ткани, кожа, дерево, бумага). Микроскопические исследования выявили большую степень деструкции текстильных волокон. Определение кислотности исторических слоев бархата показало, что два из них закислены (pH=4,2-4,8), а третий – высокощелочной (pH=11,4). Таким образом, встал вопрос о замене бархата. Авторы перечисляют требования к выбору нового материала (прочность, эластичность и драпируемость, светостойкость и нейтральность красителей, устойчивость перечисленных свойств во времени). Для реставрации выбран хлопчатобумажный бархат китайского производства.
Процесс реставрации заключался в демонтаже текстильной части, механической очистке бархата (на второй карете он не заменялся на новый) с последующим увлажнением спирто-глицериновым водным составом. Для очистки деталей, выполненных из золотных нитей, выбрано СМС «Ландыш». В местах наибольших загрязнений использовался 10% водный раствор трилона Б. Утраты вышивки восстановлены в авторской технике сохранившихся фрагментов. Для восстановления несущих ремней кареты использовались современные ремни из полиамидных нитей.
Авторы делают вывод, что проведенная работа позволила выработать системный подход к реставрации комплексных объектов, в котором сочетаются органические и неорганические материалы.