Olansson M., Scherf G. «Le Centaure enlaçant une bacchante» de Sergel // Revue du Louvre.– 2002.– №1.– P.56-64 (фр.).
В статье описывается проведение научно-технического исследования и реставрации терракотовой скульптуры шведского скульптора Сергеля (1770 г.). В ходе реставрации проведена очистка глиняной поверхности бежевого цвета, покрытой толстым сероватым слоем отложений. Был выбран щадящий метод очистки нежирных и твердых загрязнений – ватной палочкой, пропитанной слюной и осторожно прокатанной по поверхности. Под бинокулярной лупой был обнаружен на правой руке вакханки и сзади у кентавра толстый белый слой, который скрывал глину розоватого цвета, отличающуюся от оригинальной. Белые места – следы мастиковки – появились также на торсе, крупе и животе кентавра. Проведена серия анализов по изучению техники и технологии и определению этапов создания скульптуры и использованных материалов. Руки вакханки прикреплены к основе металлическими штырями, тогда как передняя часть кентавра прикреплена двумя тонкими слоями гипса. Рентгенографическое исследование обнаружило многочисленные доделки и восстановления, а также множественные инклюзии окислов железа, что говорит об использовании другого вида глины. Проведены минералогический и химический анализы глины, стратиграфическое исследование, которые выявили следы предыдущих реставраций. В ходе предыдущей реставрации глиняная основа была обмазана тонким слоем известкового молока на масляном связующем, и на поверхность скульптуры был нанесен тонкий слой смеси воды и пыли для придания вида патины.
В ходе реставрации был сохранен припудренный внешний вид скульптуры, следы розовой глины тонированы акриловыми красками «Ласко» в тон оригинала, были также удалены белые слои литопона, скрывающего доделанные части, белая мастика на торсе и крупе кентавра оставлена лишь на участках трещин и тонирована теми же красками.