Hartung I., Müller B. Ein tibetisches Sandmandala im Lindenmuseum Stuttgart // Restauro. – 2001. – № 5. – S. 360-363 (нем).
В 1992 г. в Линден – музее г. Штутгарта для демонстрации ритуальной практики монахами – буддистами была выполнена мандала из песка. Обычно такие картины из песка после окончания ритуала сметаются в кучу и высыпаются в водоем. С соизволения Далай Ламы эта мандала осталась в музее, законсервирована и была произведена видеосъемка всего процесса ее создания. Сначала на деревянной подставке 1,80х1,80 м монахи нанесли основной орнамент диаметром 1,78 м при помощи шнура, пропитанного белой известью, кистей и циркулей разных размеров, а затем в течение недели на глазах у посетителей насыпался песок (примерно 60 кг) в направлении от центра наружу через металлические воронки диаметром 1 мм на конце. Сложные фигуры и узоры делались из нескольких цветных слоев, а некоторые плоскости выкладывались вручную из крошечных камешков. Рельефные части в центре также сделаны из песка, но его смешивали с жирным молоком. Монахи не разгласили сведений, из чего состоят цветные пески, но известно, что первоначально для этого использовались размолотые полудрагоценные камни (например, малахит, лазурит и т.п.). После того, как высохло молоко, было осуществлено закрепление мандалы 3-процентным паралоидом В 72, растворенным в ацетоне, что оказалось очень трудным, поскольку малейшее сотрясение разрушало контуры. Решено было работать специальным распыляющим пистолетом с высоты 40-50 см. Чтобы пропитать нижние слои, воспользовались пипеткой. При этом некоторые виды песка неожиданно изменили свою окраску. Поэтому от паралоида пришлось отказаться, и был использован 10-процентный мовилит, результаты применения которого признаны удовлетворительными.