Отдел монументальной живописи

Отдел монументальной живописи ГосНИИР был образован в структуре ВЦНИЛКР (Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей), как в то время назывался Государственный научно-исследовательский институт реставрации, в 1972 году. Образование Отдела было связано с осознанием к концу 1960-х годов сложного характера проблем реставрации монументальной живописи, требующих для своего решения совместных усилий специалистов различного профиля. Структурообразующим элементом такой системы и призван был стать Отдел монументальной живописи.

С момента своего образования Отдел был ориентирован руководством Лаборатории – ее директором И.П. Гориным и зам.директора по науке В.В. Филатовым, на разработку и практическое внедрение в реставрацию монументальной живописи – как росписей, так и фрагментов живописи, найденных при археологических раскопках или снятых со стен – методов реставрации с применением новых синтетических материалов. Совместно с А.В. Ивановой и сотрудниками химико-технологической лаборатории в Отделе были проведены испытания множества синтетических полимеров, из которых в итоге были рекомедованы к использованию ВА-2ЭГА, СВЭД, К15/3,К42, СКТН, получившие распространение в отрасли в 1970-е и 1980-е годы.

Другим важным направлением работ Отдела явилось совершенствование методов полевой консервации и камеральной обработки фрагментов археологической живописи на лессово-ганчевых основаниях. Несомненным достижением на этом направлении явилась разработка оригинальной методики полевой консервации и реставрации фрагментов с использованием сополимера БМК-5 (рук. работы В.П. Бурый).

В числе последних исследований и разработок Отдела можно отметить, в частности, методику укрепления масляных росписей на штукатурной основе новым поколением синтетических материалов – акриловыми дисперсиями (разработана совместно с сотрудниками химико-технологического отдела Т.С. Федосеевой, О.Н. Беляевской и Е.Л. Малачевской); способ укрепления распыленного красочного слоя с консолидантом на основе гидролизованного казеина (К.И. Маслов Н.Л. Ребрикова, М.Б. Дмитриева), монографию К.И. Маслова и сотрудника ГЭ Е.П. Мельниковой «Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи».

Акцентирование исследовательской стороны в деятельности Отдела, проведение любых практических реставрационных работ лишь после комплексного изучения памятников – то, что впоследствии было введено в «Инструкцию по ведению работ на памятниках монументальной живописи», как обязательный элемент научной реставрации, в большой степени определялось научной политикой руководителей Отдела, как правило, известных в своей отрасли ученых: Г.А. Кошеленко, ныне профессора, зав.античным сектором ИА РАН, д.и.н. О.В. Обельченко, Л.А. Лелековой, В.П. Бурого, в настоящее время зав.кафедрой реставрации МГПУ им. С.Г. Строганова. Руководивший в течение 15 лет, с 1983 по 1998 гг., классом монументальной живописи реставрационного отделения МАХУ памяти 1905 года сотрудник Отдела Ю.М. Егоров руководствовался этими принципами в своей преподавательской работе.

Понимание взаимообусловленности научных исследований и практических реставрационных работ на памятниках, составляющий основу развития научной реставрации, является основой деятельности Отдела и в настоящее время.

Одновременно сотрудники отдела ведут научно-исследовательские и практические работы по реставрации росписей конкретных памятников. В 2002 – 2005 годах были, в частности, разработаны методики реставрации и выполнены противоаварийные консервационные работы в Дмитровском и Зачатьевском храмах Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого; проведены работы по консервации и расчистке части росписей церкви Симеона Столпника г. Великий Устюг, демонтированы со стен несколько композиций XVIII века церкви Рождества в Великом Устюге.

Демонтаж настенных росписей церкви Рождества Богородицы в г. Великий Устюг

В 1990-х годах сотрудники ГосНИИР обнаружили в четверике церкви во имя Рождества пр. Богородицы, в которой до этого в течение многих десятилетий располагались механические мастерские, настенные росписи XVIII века. Поскольку после вывода из храма механических мастерских, стенописи – как и сам храм – начали стремительно разрушаться, Великоустюгским музеем – заповедником было принято решение о снятии их со стен с целью сохранения и экспозиции в музее, как образца великоустюгской художественной школы XVIII века. В 2002-2005 годах сотрудниками Отдела монументальной живописи ГосНИИР было снято со стен Спасского храма ряд композиций, в частности, фрагмент живописи с подписью устюжского художника Федора Шеина, расписавшего этот храм в 1778 году. Демонтаж живописи проводился К.И. Масловым, Ф.В. Гузановым и Г.Б. Латария. В настоящее время начаты работы по реставрации снятых фрагментов стенописи.

Спасение и реставрация настенных росписей XVIII века церкви Воскресения г. Пучеж

В 1953 году в связи со строительством Горьковской электростанции и образованием водохранилища было принято решение о «разборке» церкви Воскресения города Пучежа, попадавшей в зону затопления. Центральным научно-реставрационным производственным мастерским было дано задание снять перед «разборкой» храма с его стен росписи конца XVIII века.

Эту работу выполнил в июне-августе 1954 года реставратор С.С. Чураков с помощниками: Н.Г. Тилиным, И. Перевозчиковой и А. Вагиным.

Методика работ по демонтажу живописи отрабатывалась и уточнялась С.С. Чураковым непосредственно на памятнике. Перед снятием фрагментов живописи со стены красочный слой укреплялся желтковой эмульсией. Затем поверхность живописи оклеивалась 1-2 слоями папиросной бумаги и 4-5 слоями марли на мучном клее. Снятие фрагментов проводилось с помощью различных инструментов: стамесок, столовых ножей с закругленными концами, «щучек» - длинных ножей, изготовленных из патефонной пружины, и более длинных, напоминающих по форме «большие широкие кинжалы». «Прежде, чем приступать к снятию со стены заклеенного и хорошо просушенного куска стенописи, - писал С.С.Чураков,- он предварительно простукивался деревянными молотками».

После снятия фрагментов на их тыльных сторонах проставлялись порядковые номера и названия композиций, частью которых они являлись. Затем они укладывались лицевой стороной вниз, по одному или два, на сбитые из досок щиты и помещались в деревянные ящики (по 3-4 щита в ящик). При упаковке фрагменты перекладывались стружками для амортизации возможных толчков при транспортировке.

В результате этой работы было снято около 80 кв.м живописи.

Перевезенные в Москву ящики с фрагментами стенописи Воскресенской церкви в течение многих лет стояли под открытым небом на территории Спасо-Андроньева монастыря, а затем были перенесены в подвал Михаилоархангельской церкви. В сыром климате подвала, благоприятствовавшем развитию микрофлоры, резко ускорился процесс биодеструкции как желтковой эмульсии, мучного клея и профилактических заклеек, так и деревянных щитов и ящиков.

В 1972 году несколько ящиков с пучежскими фрагментами поступили в недавно образованный в ГосНИИР (в то время ВЦНИЛКР) Отдел монументальной живописи для проведения экспериментальных работ и отработки реставрационных технологий. В то время в Отделе проводились испытание и внедрение новых синтетических полимеров. Именно для этих работ и предполагалось использовать фрагменты. Однако, пучежским фрагментам не суждено было, превратиться в экспериментальный полигон: специалисты Отдела очень скоро разобрались, что под сгнившими профилактическими заклейками и толстым слоем плесневых грибов сохранились, по крайней мере, остатки живописи. В конце 1970-х – начале 1980-х были проведены технико-технологические и биологические исследования, разработана методика и начаты работы по реставрации фрагментов. В 1984 – 1992 годах пять выпусков студентов Реставрационного отделения МХУ памяти 1905 года провели реставрацию фрагментов росписей церкви Воскресения в качестве своей дипломной работы (под руководством бывшего сотрудника Отдела монументальной живописи Ю.М. Егорова и по методике, разработанной в Отделе).

В исследовании и реставрации фрагментов росписей церкви Воскресения принимали участие: А.В. Балдин, Л.Г. Бузкова, В.П. Бурый, Г.Э. Вересоцкая, В. Голубев, Ф.В. Гузанов, Л.Г. Дружинина, Ю.М. Егоров, С.О. Завгородний, Н.Козлов, О.О. Лебедева, Е.Н. Лозовская, И.В. Модестова, И.Н. Петросян, С.А.Писарева, М.Ф. Разанов.

Реставрация настенных росписей храмов Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого

С 1991 года, когда комплекс зданий Спасо-Яковлевского Димитриева Мужского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви, много сил братией монастыря было отдано на то, чтобы вернуть этому замечательному памятнику отечественной культуры XVII – XIX веков утраченный блеск. Всякий турист, обозревающий древности Ростова Великого, как и поломник, прибывший с целью приложиться к мощам Святителя Димитрия, входя в монастырь не могут не оценить чистоты и опрятности его внутреннего двора с садом, в центре которого находится восстановленный святой источник, не порадоваться теплому блеску позлащенной главы Зачатьевской церкви, яркой зелени крыш Димитровского храма, белизне стен… Многое уже сделано в монастыре за прошедшие годы – но еще больше реставрационно-восстановительных работ предстоит выполнить, чтобы достойно отметить в 2009 году 300-летие со дня кончины Святителя Димитрия.

Необходимо провести большие архитектурно-восстановительные работы: ремонт кровель, замену и восстановление оконных и дверных заполнений, реставрацию штукатурок стен, восстановление утраченных еще в XVIII веке частей иконостаса Зачатьевского храма и т.д. Отдельную проблему представляет собой реставрация уникального скульптурного декора храма Димитрия Ростовского начала XIX века.

Одна из наиболее сложных задач – реставрация настенных росписей в трех храмах монастыря – храме Зачатия – XVII века, Дмитровском - XIX века и в храме Спаса на песках - XVII и конца XIX веков.

Время, человеческое равнодушие, а нередко – в прошлом – и враждебность – нанесли большой ущерб стенописям. Сейчас во всех трех храмах они находятся в аварийном состоянии: осыпается красочный слой, отстает от стен штукатурная основа живописи, на многих участках, вследствие повышенной влажности, растут плесень и актиномицеты. В Зачатьевском храме в результате коррозии обнажились шляпки левкасных гвоздей. Во всех храмах многочисленны и обширны утраты живописи. В церкви Спаса на песках уникальная стенопись, выполненная под руководством известного церковного ученого-археолога епископа Амфилохия на сводах и верхних ярусах стен утрачена практически полностью.

Два года назад были начаты работы по реставрации настенных росписей. В 2004 – 2005 годах на средства монастыря сотрудники Отдела монументальной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации провели обследование стенописей, выполнили комплекс неотложных противоаварийных работ и разработали методики реставрации росписей храма Димитрия Ростовского и Зачатьевской церкви. Эти работы ГосНИИР были одобрены рабочей группой Федерального научно-методического совета, выезжавшей в Ростов летом 2005 года. В 2006 году планируется начать реставрационные работы «широким фронтом».

Одновременно с работами по реставрации стенописей необходимо решить проблему нормализации в храмах температурно-влажностных условий, без чего невозможно обеспечить длительную сохранность реставрированной живописи. В настоящее время в храмах проводится проветривание согласно первичным рекомендациям ГосНИИР. В дальнейшем для налаживания оптимального температурно-влажностного режима планируется проведение детальных климатологических исследований.

Список публикаций сотрудников Отдела монументальной живописи с 2000 года

  1. Гузанов Ф.В.К истории отечественной реставрации 1930-х годов. Применение дихлоретана // Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник.-М., 2000.-Вып.4.-С.78-87.

  2. Гузанов Ф.В. Методы укрепления отставшей от кладки штукатурной основы монументальной живописи 1920-х-1930-х годов// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.66-101.

  3. Гузанов Ф.В. Материалы, применявшиеся для консервации настенных росписей в 1920-е – 1930-е годы // К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.40-47.

  4. Гузанов Ф.В. К истории реставрации монументальной живописи в 1920 –1930е гг. (восполнение утрат и бортовое укрепление штукатурного грунта)/Из истории отечественной реставрации монументальной живописи //Материальная база сферы культуры. Научно-реферативный сборник.-М.,2003.-Вып.2.-С.83-124.

  5. Гузанов Ф.В., Маслов К.И. О снятии фрагментов росписей со стен разрушаемых храмов в конце 1920-х–1930-е годы // Грабаревские чтения V Международная научная конференция.-М.,2003.-С.120-126.

  6. Гузанов Ф.В. Способы приведения к экспозиционному виду древнерусских стенописей в конце 1910-х — 1930-е гг. // Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988) . – М.: ГосНИИР, 2004. – с. 109-118

  7. Гузанов Ф.В. Удаление высолов на памятниках древнерусской живописи в 1920-е – 1930-е годы// Проблемы научной реставрации памятников истории и культуры. Чтения памяти Л.А. Лелекова (1934-1988). Материалы конференции молодых ученых М., ГосНИИР, 2005 (В печати).

  8. Ковалева Н.А. Рисунки из Мансур-Депе. Исследование, консервация// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.50-66.

  9. Ковалева Н.А., Писарева С.А. некоторые проблемы исследования техники живописи XII в. мавзолея султана Санджара в Древнем Мерве (Туркмения) // К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.18-25.

  10. Латария Г.Б. Исследование настенных росписей и декоративных покрасок верхней церкви Рождества Пресвятой Богородицы церкви Преподобного Симеона Столпника (1725-1745 гг.) г. Великий Устюг// Проблемы научной реставрации памятников истории и культуры. Чтения памяти Л.А. Лелекова(1934-1988). Материалы конференции молодых ученых М.: ГосНИИР, 2005 (В печати).

  11. Маслов К.И. Замечание о теории реставрации. / Чтения памяти Л.А.Лелекова. // Материальная база сферы культуры. Реферативный сборник. – Вып. 4. – М., 2000. – С.158-162.

  12. Маслов К.И. Об одной попытке возрождения отечественной традиции церковной живописи в Николаевское время. / Чтения памяти Л.А.Лелекова. // Материальная база сферы культуры. Реферативный сборник. – Вып. 4. – М., 2000. – С.132-142.

  13. Маслов К.И. Мельникова Е.П. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи.-М..2000.-120 с.

  14. Маслов К.И. К истории пожара Юрьево-Новгородского монастыря 1823 года// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.101-105.

  15. Маслов К.И, Мельникова Е.П.(ГЭ), Григорьева Г.В.(ИА РАН) Опыт консервации костей мамонта построек эпохи верхнего палеолита// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.47-50.

  16. Маслов К.И. К истории пожара Юрьево-Новгородского монастыря 1823 года// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.101-105.

  17. Маслов К.И, Мельникова Е.П.(ГЭ), Григорьева Г.В.(ИИМК РАН). Опыт консервации костей мамонта построек эпохи верхнего палеолита// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.47-50.

  18. Маслов К.И., Бузкова Л.Г., Завгородний С.О., Писарева С.А., Егоров Ю.М. Росписи церкви Воскресения г. Пучеж. История спасения и реставрации// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.6-18.

  19. Маслов К.И., Большаков А.О.(ГЭ), Киреева В.Н.,Колосова М.И(ГЭ), Писарева С.А., Ребрикова Н.Л., Филин В.Р.(МГУ). Исследование и разработка концепции консервации полихромного деревянного египетского саркофага YII-YI вв до н.э. из фондов Ивановского Областного художественного музея// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.32-39.

  20. Маслов К.И. О проблеме реставрационных материалов// К 30-летию Отдела монументальной живописи.-С.25-32.

  21. Маслов К. И.. Памятник, святыня, симулякр// Поиски идентичности. Реставрация, восстановление, вос¬создание. Материалы XIV Чтений, посвященных памяти Л.А Лелекова (1934-1988). Москва. 2002.-С.123 - 127.

  22. Маслов К.И. Актуальные проблемы научной реставрации монументальной живописи// Мiжнародний семiнар «Проблеми та досвiд збереження iсторических територiй та объектiв культурноi спадщини» .-Киiв 2002.-С.126-127.

  23. Маслов К.И. Об особенностях нынешнего этапа реставрации монументальной живописи// Исследования в реставрации. Материалы международной научно-методической конференции.-М.,2002.-С.135-138.

  24. Маслов К.И. Реплика на проект Новой Мариинки. Аутентичность и функциональное использование памятников. Реставрация. Восстановление. Воссозда¬ние. Материалы XV-х Чтений памяти Л.А. Лелекова (1934-1988). Москва 2003.-С.105 – 109.

  25. Маслов К.И. Современные проблемы реставрации монументальной живописи//Использование достижений науки в практике сохранения и реставрации памятников архитектуры. Материалы научно-практической конференции.-М.,2003.-С.65-70.

  26. Маслов К.И. Homo prima luce.// Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988) . – М.: ГосНИИР, 2004. – С.7-8.

  27. Маслов К.И., А.О. Большаков, Ф.В. Гузанов, В.Н. Kupeeea, М.И. Колосова, Г.Б. Латария, С.А. Писарева, Н.Л. Ребрикова, Г.А.Солнцева, В.Р. Филин. Исследование расписного египетского саркофага VII—VI вв. до н.э. и проблема укрепления его деревянной основы.// Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988) . – М.: ГосНИИР, 2004. – С.77-98.

Составление и научное редактирование сборников статей

  1. Чтения памяти Леонида Аркадьевича Лелекова-2000//Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. - М., РГБ,2000. - Вып.4. - 164 с. Составитель К.И. Маслов.

  2. К 30-летию Отдела монументальной живописи ГосНИИР// Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник.-М., 2001.- Вып.3. -123 с. Составитель К.И. Маслов

  3. Поиски идентичности. Реставрация, восстановление, вос¬создание. Материалы XIV Чтений, посвященных памяти Л.А Лелекова (1934-1988). Москва. 2002.-128 с. Составитель и научный редактор К.И. Маслов.

  4. Аутентичность и функциональное использование памятников. Реставрация. Восстановление. Воссозда¬ние. Материалы XV Чтений, посвященных памяти Л.А. Лелекова (1934-1988). Москва 2003.-110 с. Составитель и научный редактор К.И. Маслов.

  5. Из истории отечественной реставрации монументальной живописи// Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. -М., 2003. -Вып.2. -124 с. Составители Маслов К.И., Латария Г.Б.. Научные редакторы Маслов К.И. Колесниченко С.Г.

  6. Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988) . – М.: ГосНИИР, 2004. – 184 с. Составитель и научный редактор К.И. Маслов.

  7. Проблемы научной реставрации памятников истории и культуры. Чтения памяти Л.А. Лелекова(1934-1988). Материалы конференции молодых ученых М.: ГосНИИР, 2005. (В печати). Составители К.И. Маслов, А.В. Кочанович, Г.Б. Латария. Научный редактор К.И. Маслов.

Cокращение в тексте

К 30-летию Отдела монументальной живописи ГосНИИР - К 30-летию Отдела монументальной живописи ГосНИИР// Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. -М., 2001. -Вып. 3. -123 с. Составитель К.И. Маслов.

Поделиться