К вопросу о технике исполнения икон-«таблеток»
На материале комплексного исследования «таблетки» «Рождество Богоматери / Воздвижение Креста», конец XV – первая четверть XVI вв., Россия (Новгородская провинция).
Иконы-святцы или «таблетки» - особое явление в истории древнерусской живописи. Обычно это небольшие двухсторонние аналойные иконы, исполненные на покрытой грунтом ткани. Русские экземпляры, относящиеся к XV – XVI вв., являются достаточно редкими памятниками иконописи, которые занимают особое место в отечественной художественной культуре.
Рассматриваемая икона-«таблетка», или в древнерусской традиции «полотенце», (холст, левкас, темпера; 25,1 х 21,7; частное собрание) включает два сюжета церковных праздников, изображенных на лицевой и оборотной сторонах. Подобные образы являлись выносными иконами, которые выставлялись в церкви на аналое в день, который соответствовал празднованию изображенного события, в данном случае, двунадесятому празднику Рождество Богоматери (8/21 сентября) и следующего за ним праздника Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).
Исследование иконы было проведено сотрудниками ГосНИИР К.А. Николаевым, М.М. Красилиным, И.Ф. Кадиковой (химический анализ), В.Е. Нетунаевым (рентгенография), К.О. Плещуновым (фотосъемка).
Исследованная икона, относящаяся к концу XV – первой четверти XVI вв., интересна своей вероятной принадлежностью к кругу памятников, созданных в новгородской провинции мастерами, возможно, знакомыми с приемами иконописцев, исполнивших известный комплекс софийских таблеток. В этом смысле показательны результаты исследований химического состава красочных пигментов «нашей» таблетки в сравнении с софийскими памятниками, исследовавшимися в 1985 г. в ГосНИИР (Cм.: Г.И. Вздорнов. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007. Технологическое исследование проводили О.В. Лелекова и М.М. Наумова). Важно отметить особенности пигментного состава красочного слоя санкиря исследуемой таблетки – желтая охра, киноварь, сажа, отдельные кристаллы натурального азурита (химический анализ произведен научным сотрудником лаборатории физико-химических исследований Гос.НИИР И.Ф. Кадиковой; архив ГосНИИР, 23.03.2015 г.), сопоставимого с набором пигментов, использованных в ряде софийских таблеток.
Небольшая разница заключается только в присутствии глауконита в иконах из Великого Новгорода, в нашем случае его заменяет смесь желтой охры и натурального азурита. В свою очередь желтая охра нерегулярно встречается в личном письме некоторых таблеток из Новгородского музея. Также характерно использование в качестве основного синего пигмента натурального азурита, в «нашей» иконе дополнительно применен пигмент индиго при изображении архитектуры и позема в сцене «Рождества Богородицы». При этом необходимо указать на более разнообразную в целом красочную палитру софийских икон, что проявляется при передаче составных цветов. Так, например, позем в изображении групп святых преимущественно состоит из смеси искусственного малахита, глауконита, белил и небольшого количества угля. Зеленоватый хитон девы с опахалом (в нижней части композиции) в изображении иконы «Рождество Богородицы / Симеон Столпник старший, Иоанн Богослов, апостол Филипп» из Новгородского музея исполнен смесью мелкого глауконита, искусственного малахита, угля и белил. В рассматриваемой же иконе «Рождество Богородицы / Воздвижение Креста» светло-зеленые одежды написаны смесью глауконита и свинцовых белил. Лаконичная палитра данной «таблетки», без сложных тональных сочетаний и лессировок также может указывать на провинциального мастера, следующего традиции новгородской школы.
Коротко стоит отметить характер мелового грунта (левкаса), отличающегося относительной плотностью. Клеемеловой грунт, зафиксированный в софийских святцах, например, также нивелирует фактуру холста, в отличие от таблеток из Троице-Сергиева монастыря (в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника), где грунт очень тонкий и не скрывает плетение тканевой основы.
Исследование в спектре ИК-излучения позволили выявить хорошо читаемый подготовительный рисунок, размечающий контуры изображения на обеих сторонах «нашей» таблетки и некоторые изменения отдельных деталей в окончательном решении композиции. Так в сцене Рождества Богоматери были скорректированы первоначальные расположение и форма солнечника в руках девы в центре, а в Воздвижении Креста просматриваются проемы арочных окон в центральной части объема храма, отсутствующие в красочном изображении. Эти изменения первоначального рисунка могут говорить об оригинальной разработке композиции иконописцем, который не копировал досконально иконописную схему подлинника или взятой за образец иконы, а самостоятельно выстраивал композицию, при исполнении которой, конечно, основывался на определенный извод сюжета.
Общее состояние сохранности исследуемой иконы, учитывая возраст и ее технологические особенности, в целом удовлетворительное. На рентгенограмме читаются поздние вставки грунта, повреждения грунта и живописи в виде механических сломов и отдельные небольшие тонированные утраты. В ультрафиолетовой люминесценции видны реставрационные тонировки и ретуши на местах наибольших потертостей живописи.
Исследованное произведение представляется уникальным памятником древнерусской иконописи, которое может рассматриваться в одной художественной орбите с комплексом софийских таблеток из Великого Новгорода. Проведенные комплексные исследования позволили выявить особенности технологической структуры произведения и оригинальные приемы иконописца, работавшего в конце XV – первой четверти XVI века.
К.А. Николаев