Рентгенограммы картин М.К. Соколова
(по материалам отдела экспертизы ГосНИИР)
Авторские правки, а также использование в качестве основы старых холстов с остатками живописи – собственной и чужой – характерны для творческой практики Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885 – 1947). Сам этот факт известен по воспоминаниям современников художника. В результате проведенных в секторе (ныне – отделе) экспертизы ГосНИИР исследований и визуального наблюдения над работами М.К. Соколова, хранящимися в различных музейных собраниях, можно сделать вывод о достаточно широкой практике использования старых картин в качестве основы для его произведений.
Нижележащее изображение было обнаружено при исследовании ряда картин из собрания Ярославского художественного музея и из частных собраний:
М.К. Соколов. Расстрел. 1930-е гг.
Холст, масло. 41 х 50,3. Ярославский художественный музей. Ж-2024.
Общий вид
Рентгенограмма.
Нижележащий красочный слой, судя по рентгенограмме, сделанной ближе к верхнему правому углу видимого изображения, представляет собой композицию с человеческой фигурой. В частности, изображен фрагмент головы (?), склоненной вправо и частично обрезанной форматом рентгеновского листа. Нижележащее изображение по отношению к горизонтальному формату видимого изображения имеет вертикальный формат. Однако в виду утраты части холста определить композицию нижележащего слоя не представляется возможным. Тем не менее вполне определенно можно говорить о ее “авангардной” изобразительности. Часть первоначальной живописи в качестве подготовки под новую работу была перекрыта черной краской, а затем было нанесено видимое изображение.
М.К. Соколов. Уходящая Москва. Окраина Москвы. 1930-е гг.
Холст, масло. 52 х 68. Ярославский художественный музей. Ж-2698.
Общий вид
Рентгенограмма
Рентгенограмма
При рентгенографическом исследовании обнаружен достаточно хорошо сохранившийся нижележащий красочный слой - изображение мужского поясного портрета. Нижележащее изображение имеет вертикальную композицию по отношению к видимой живописи. На рентгенограмме, сделанной с правого верхнего угла холста, виден фрагмент мужского портрета - голова в трехчетвертном развороте вправо. Изображение на рентгенограмме погрудное. Черты лица отличаются характерностью - высокий лоб со складками, брови подняты, нос прямой и мясистый, губы относительно тонкие. На груди портретируемого двенадцать наградных знаков. Рельефные очертания отдельных звезд и орденов достаточно хорошо просматриваются в правом верхнем углу видимого изображения.
Нижележащее изображение, по нашему мнению, следует отнести к первой половине Х1Х века. Видимые на рентгенограмме отдельные ордена и звезды можно, предположительно, идентифицировать следующим образом.
В порядке слева направо; орден св. Станислава (?), орден св. Анны, ниже - орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест), два наградных знака с портретами (?), звезда ордена св. Андрея Первозванного, звезда ордена св. Георгия. В мелких выпадениях видимого красочного слоя просматривается сине-голубой цвет ленты через плечо.
Имеющийся материал дает основания видеть в образе изображенного персонажа портрет А.В. Суворова. Подобный вывод основывается, во-первых, на вполне определенном физиогномическом сходстве настоящего изображения с известными портретами Суворова, и, во-вторых, на том наборе наград, который прочитывается на рентгенограмме.
М.К. Соколов. Городской пейзаж (Улица с красной каланчой). 1930-е гг.
Холст (два холста типа серпянки и дублировочный холст), масло. 51,5 х 62. Ярославский художественный музей. Ж-818.
Общий вид
Рентгенограмма
При рентгенографическом исследовании обнаружен достаточно хорошо сохранивший нижележащий слой с изображением мужского портрета. Композиция нижележащего изображения построена по вертикали по отношению к видимой живописи. На рентгенограмме, сделанной с правого верхнего угла видимого изображения, просматривается фрагмент лица мужчины в трехчетвертном развороте вправо. Изображение на рентгенограмме погрудное. Хорошо видны шейный платок, муаровая лента через плечо слева вниз, орден в виде виде креста на банте с зубчатым низом. Сквозь верхний красочный слой просматривается красно-черный цвет банта. В утратах также просматривается темно-зеленый цвет ленты через плечо. Другие ордена на рентгенографическом изображении отсутствует. Лицо изображенного моделировано лессировками. При подготовке живописной поверхности для новой картины, первоначальное изображение было частично перекрыто черной краской. Поверх этой подготовки и был написан видимый пейзаж.
Нижележащее изображение, как можно предположить, было создано в конце ХУШ века, не ранее начала 1780-х годов. Как можно судить по рентгенограмме, изображенный персонаж являлся кавалером ордена св. Владимира, учрежденного в 1782 году. Форма и цвет ордена - орденский знак в виде креста на черно-красной ленте с зубчатым завершением - просматриваются через верхний красочный слой и в местах утрат. Лента через плечо, как можно видеть на утратах, имеет темно-зеленый цвет. Можно предположить, что изображенный персонаж являлся также кавалером Мальтийского ордена (орден св. Иоанна Иерусалимского был учрежден в 1797 году, цвет орденской ленты - темно-зеленый).
М.К. Соколов. Жницы. 1930-е гг.
Холст, масло, 43,5 х 51,5. Ярославский художественный музей. Ж-2022.
На рентгенограмме, сделанной с левой нижней части холста (по отношению к видимому изображению), виден фрагмент первоначальной композиции – натюрморт с чайником и лимоном (?). Как можно судить по рентгенограмме, форма на нижележащем изображении трактована достаточно обобщенно. Мазок свободный, динамичный, разнонаправленный. Видимое изображение с пейзажем наносилось поверх нижележащего слоя и частично по его утратам, без предварительной подгрунтовки или прокраски.
М.К. Соколов. Натюрморт с красной рыбой. 1931.
Холст (дублирован), масло. 43,3 х 56. Частное собрание (Картина происходит из собрания вдовы М.К. Соколова – М.И. Баскаковой.).
Общий вид
Рентгенограмма
Фрагмент
В процессе работы композиция натюрморта частично менялась – в частности, был уменьшен абрис тушки рыбы, что отчетливо читается на рентгенограмме. Картина более пастозно прописывалась автором по прошествии значительного периода времени (отмечаются сломы и утраты, кракелюр нижележащего красочного слоя).