Виды исследований
Методология экспертизы ГосНИИР базируется на проведении комплексных междисциплинарных исследований. Статью М.М. Красилина, В.А. Иванова, Ю.А. Халтурина «Экспертиза произведений искусства и её методы» см.: Красилин М.М., Иванов В.А., Халтурин Ю.А. Экспертиза произведений искусства и ее методы. // Экспертиза произведений изобразительного искусства. I научная конференция (1995). Материалы. М., 1996. С. 183-188.
При экспертизе проводятся следующие виды научно-исследовательских работ:
- искусствоведческое исследование;
- технологический анализ.
Искусствоведческое исследование предполагает:
- анализ приемов изобразительной техники;
- исследование особенностей художественной манеры, характера образно-пластического языка произведения в целом;
- привлечение эталонного сравнительного материала, поиск аналогий;
- фундаментальную работу с литературными, документальными, архивными источниками.
Технологический анализ включает:
- физико-оптическое исследование с помощью бинокулярного микроскопа;
- исследования с помощью источника ультрафиолетовых лучей (выявление позднейших вмешательств в структуру произведения) и инфракрасных лучей (выявление этапов процесса создания произведения);
- специальные виды фотофиксации;
- рентгенографическая съемка (выявление особенностей исполнительской манеры автора и технологической структуры произведения и его сохранности);
- химический анализ состава использованных в произведении художественных материалов (при постоянном сотрудничестве со специалистами Лаборатории физико-химических исследований).
Отдел экспертизы хранит и постоянно использует в своей деятельности накопленные за десятилетия работы базы данных. В основном они включают:
- Текстовой архив экспертных заключений ГосНИИР.
- Фототеку. Во-первых, это имеющиеся в распоряжении отдела разнообразные коллекции фотографий произведений живописи. Во-вторых - тот уникальный материал, который дают постоянно применяемые в практике экспертизы ГосНИИР специальные виды фотосъёмки (помимо общего вида, в электронном виде фиксируются подписи и пометы, подрамники и обороты работ, детали фактуры, особенности разрушений, делается съёмка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах).
Обширный архив рентгенограмм эталонных произведений станковой живописи и иконописи, находящихся в многочисленных столичных и провинциальных музеях, а также в частных собраниях.
Для обработки, хранения и использования информации разработана электронная система.
Экспертиза произведений искусства в наши дни часто становится предметом активного обсуждения в связи с событиями жизни художественного рынка. Экспертизу нечасто хвалят, но требуют от нее всезнания, объективности, непогрешимости и оперативности, ее охотно упрекают за сомнения или «отсутствие ответственности», обвиняют в «непрофессионализме» или «ангажированности» … При этом мало кто задумывается о том, как много еще остается ошибочных представлений об этом виде деятельности, насколько все эти ожидания вместе могут быть оправданны.
Мы сочли необходимым опубликовать свое видение специфики экспертной работы в виде «вопросов», чаще всего задаваемых нам, и своих «ответов», предварив все это небольшим вступлением о сути экспертизы.
Мы не рассматриваем ситуацию, при которой эксперт представляет интересы или состоит на службе у лиц-участников художественного рынка или тем или иным образом причастен к процессу купли или продажи произведений искусства. Такое положение соответственно определяет характер взаимоотношений двух сторон. Во всех иных случаях экспертиза произведений искусства, зачастую получая основной исследовательский материал от художественного рынка, тем не менее, принципиально отделена от него и является независимым и полноценным видом научной деятельности со всеми вытекающими особенностями такого рода занятий.
В связи с этим, стоит помнить, что экспертиза произведений искусства
- НЕ «выписывает» документы для последующих коммерческих сделок с произведением;
- НЕ подтверждает такие операции;
- НЕ дает оценку коммерческой стоимости произведений искусства;
- И в силу специфики научной деятельности НЕ способна претендовать на «истину в последней инстанции».
Эксперт и владелец произведения искусства сталкиваются в одном поле, и последнему необходимо понимать и уважать особенности и объективные возможности экспертизы. Художественному же рынку в целом, прежде, чем ожидать чего-либо или даже требовать от экспертизы, важно осознавать, что все зависит прежде всего от цивилизованности самого рынка.