УзыЯузы: союз реставрации и творчества
Во все времена понятие мастерской было связано с рабочим местом художника. Но были периоды, когда мастерские выходили за границы своего предназначения, становясь своеобразными неформальными центрами культуры. В искусстве прошлого века многим художникам путь в официальные выставочные залы был почти невозможен из-за идеологического давления, сковывавшего свободу самовыражения. Поколение «шестидесятников» увело значительную часть творческих сил с компромиссного для творческой личности официального пути в свободный мир квартирных выставок и мастерских, в нонконформизм. Потому-то за периодом 60-80-х гг. ХХ века закрепилось название «эпоха мастерских», которые были некими очагами свободы, у которых грелись многие представители интеллигенции.
Мастерских было множество, и у каждой свое направление, свой статус, свое название, связанное либо с именем художника, либо с адресом. «Поварская, 20» Б.А. Мессерера; «Группа Сретенского бульвара», в которую входили мастерские И.Кабакова, А.Брусиловского, Ю. Соостера, В. Пивоварова, Эрнста Неизвестного; хорошо знакомая участникам нашей выставки мастерская Лемпорта-Силиса-Сидура и др. Помимо чисто художественной работы в них бурлила жизнь, велись дискуссии, читались лекции, как и в Доме кино, Доме литераторов, кафе Националь, Политехническом...
А были и мастерские камерные, такие, как «УзыЯузы», со своим «керосиново-сундучным» направлением, которые отражали другую вечную правду культуры – исконность и народность. Там на Яузе, во временных, арендованных пространствах, бок о бок творили художники, писатели, певцы. Но та эпоха дарила возможность расширения содружества, и потому реставраторы органично входили в этот мир искусства. Многие товарищи по «УзамЯузы» являлись одновременно и реставраторами, собирателями древностей, знатоками «сундучных сокровищ».
Художник-реставратор. Многие художники становились реставраторами и наоборот, среди реставраторов много искусствоведов и т. д. Это смежные специальности, хотя представитель каждой из них в отдельности будет отстаивать приоритет своего профессионального видения. Современная реставрационная наука требует универсализма таланта, знаний и умения, комплексного подхода к произведению искусства, либо союза реставраторов, искусствоведов, ученых, художников. Современный Реставратор должен быть и художником и ученым одновременно. В понимании большинства же реставратор - это ремесленник. Труд его подконтролен, « на виду», с четкими заданиями реставрационного совета, принимающего затем его работу. Тут, казалось бы, нет места творчеству. Но настоящий мастер, прикасаясь к произведению искусства в процессе реставрации, должен попытаться вникнуть не только в технологию картины, но и в творческий процесс автора. Чтобы в конечном счете, работая с памятником, не вторгаться в него, не навредить ему своим «я», и не заглушить «я» художника, а напротив, дополнить утраты органично, как сделал бы это сам автор… Особое искусство с особым творческим подходом.
Многие реставраторы - талантливые художники, благодаря своему ремеслу, становились подлинными знатоками искусства прошлого, и без их точки зрения не могут обойтись порой настоящие историки, их мнение важно в экспертном совете. А мир собственного творчества для них - своеобразная «отдушина».
Реставратору не положена мастерская, хотя профессиональное сообщество и поныне добивается официального признания права реставраторов на мастерскую. Даже Савва Ямщиков, имея ставшую знаменитой мастерскую на Пречистенке, получил ее, как член секции искусствоведов при МОСХе. Именно благодаря ему и реставрационная мастерская ГосНИИР с выставочным залом на ул.Бурденко приобрела статус своеобразного центра культуры. Здесь сотрудники Института и Центра И.Э. Грабаря не раз показывали на выставках свои творческие работы, среди которых были настоящие шедевры. Проходили и индивидуальные выставки — Горина И.П. (первого директора ГосНИИР), Соколова И.Я. (ГосНИИР), Федоренко М.М. (Центр И.Э. Грабаря, вместе с С.В.Ямщиковым составлял опись иконописи в собраниях СССР), Кирилла Шейнкмана (Центр И.Э.Грабаря), Никиты Шаркова (ГосНИИР) и др.
Главные герои нашей выставки - Виктор Белов и Юрий Коваль - настоящие универсалы сродни гениям эпохи Возрождения, увлекавшие своим универсализмом собратьев художников и просто всех, кто по жизни оказывался рядом. Они не случайно стали настоящими друзьями реставраторов из ГосНИИР, 30 лет трудившихся над исследованием и реставрацией фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В 2010 году эта работа в макро и микрофотосъемке была представлена на выставке. Ученые и реставраторы ГосНИИР Л.А. Лелеков, О.В. Лелекова, Г.И. Вздорнов, Н.Г. Брегман, Б.Т. Сизов и др. в Ферапонтово тесно общались с писателем Ю. Ковалем, В. Беловым не без их влияния осевшими в деревне Оденево, близ Ферапонтово. Это влияние, конечно, было значительно более глубоким. Каково это - жить рядом с памятником, где постепенно, день за днем, возрождается шедевр древнерусской настенной росписи - фрески Дионисия...
Именно на выставке, посвященной Ферапонтову, сотрудники нашего Института Б.Т. Сизов и Г.И. Вздорнов познакомили нас с дочерью писателя и художника Ю.И.Коваля и предложили показать его работы в нашем выставочном зале, в отделе пропаганды художественного наследия ГосНИИР. В 2011 году выставка «С Преображенского моста …» известного писателя имела большой резонанс, освещалась в новостях центрального телевидения. Там мы и встретились впервые с представителями большого содружества, которое когда то объединило такое «ковалиное» слово «УзыЯузы», на самом деле придуманное его другом, художником и реставратором В.Н.Беловым. Во время работы выставки «ковалиные» посиделки будто слились с посиделками у Ямщикова. Н.Силис, Ю.Норштейн, В.Усков, В.Белов, К.Шейнкман, Н.Устинов, В.Чижиков, Л.Носырев – всех не упомянуть... Звучала гитара, Юля Коваль пела песни отца и, конечно, о Яузе. Те, кто раньше не был знаком с Ю. Ковалем, вдруг почувствовали себя причастными к его миру, миру «УзЯузы». ГосНИИР последние 20 лет так же живет во дворце на Яузе, и мысль, что это соседство неслучайно, и легла в основу второй выставки. Решили вместе осуществить то, что не осуществилось в уже далекие 70-е, протянуть ниточку из прошлого, восстановить связь времен, показать неразрывность уз - дружеских и творческих.
Эти узы выстраивались, как удивительные звенья одной цепи... Во всякой цепи есть основное звено, на которое нанизываются остальные. Таким звеном, главным экспонатом, символом, в истории которого отразилась вся идея нашей выставки, является одна икона. История ее обретения и возрождения - в духе открытий того времени. Именно так к нам из небытия дошли многие шедевры древнерусской живописи: иконы Звенигородского чина Андрея Рублева, найденные в сарае Саввино-Сторожевского монастыря, ими подпирали поленницу. Другими вновь обретенными в разное время иконами прикрывали кадки с капустой, ведра с мусором, чинили порог избы… У выставленной иконы была похожая судьба. Однажды Виктор Белов, проходя мимо деревенского храма во время дождя, увидел, как мальчишки играли внутри в футбол, соорудив штангу ворот из стопки икон. Виктор взял одну из грязной лужи, привез домой в Москву. Реставраторы Е.М. Кристи, ныне старейший мастер-реставратор нашего Института, и И.Я. Соколов восстановили ее буквально по крупицам. Именно она стала источником вдохновения для Юрия Коваля и его творческой серии – офортов, эмалей - на сюжет «Вход Господень в Иерусалим». Он вновь и вновь обращался к этой теме, заразил своей увлечённостью друзей. Виктор Белов неоднократно повторял «Вход» в разных декоративных техниках – металл, папье-маше, дерево, Кирилл Шейнкман скопировал чудесную грузинскую фреску... Обретение и новая жизнь иконы укладывается в девиз всех реставрационных выставок, организованных С.В.Ямщиковым: «Поиски, находки, открытия». Этим поиском открытий в 60-е годы были увлечены все. Эту атмосферу эпохи мы и старались воссоздать.
На нашей выставке представлены разнообразные живописные и графические работы художников «УзЯузы», в которых, мне кажется, живут мотивы, навеянные песенным искусством бардов, самодеятельных испонителей. Песни Ю.Коваля, Ю.Визбора, Ю. Кима, Б.Окуджавы, А.Галича, народные и эмигрантские звучали в мастерской на Яузе, были ее неотъемлемой частью. Именно эти звенья ведут и к собранным В.Н.Беловым раритетным осколкам бытия, дававшим творчеству художников-яузцев атмосферу подлинности, связи поколений, тепла жизни... Реставрация, в ее высоком значении - возрождение - важное звено в этой цепи.
В 70-е годы выставка «УзыЯузы» не открылась по вполне понятным сегодня причинам. С тех пор у каждого представителя содружества состоялась своя отдельная судьба в искусстве и жизни. Но «УзыЯузы», как цельный нераздельный мир реставрации и творчества, - настоящий феномен культурного наследия, подлинное открытие уже нашего времени, вне всякого сомнения, занимающее яркое место в бурном потоке художественной жизни. Многие представители неформального искусства, современники «яузцев», ныне весьма успешны, удостоены ретроспективных экспозиций на самых больших выставочных пространствах. Мастерская «УзыЯузы» же, с ее душевным, музыкально-поэтическим, «сундучным» настроем, куда больше тяготеет к таким камерным выставочным залам, как наш на улице Бурденко. В этой выставке, в подготовке которой роль главного вдохновителя принадлежит дочери писателя Ю.Ю. Коваля Юлии, нашли свое непосредственное отражение наши уже сложившиеся дружеско-творческие узы. УзыЯузы.
Нина Зайцева. Заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР. Заслуженный работник культуры РФ.