Завершена реставрация иконы из Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника
В Отделе научной реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР завершена работа над иконой «Успение Богоматери» СГИАПМЗ КП-5160 (31,3× 26,3 × 2,8 см.) из собрания Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Икона поступила в реставрацию под старой профилактической заклейкой, находясь в остро аварийном состоянии: в ковчеге располагались многочисленные мелкие вертикальные вздутия, обширная область левкаса с паволокой отставала от основы, в правой части ковчега присутствовали многочисленные деформации, заломы и вмятины левкаса.
В ходе реставрационных работ были выполнены пробные раскрытия на удаление потемневшего покрытия, записей и прописей, выполнены физико-химические и оптические исследования материалов и техники письма авторского изображения и поновительских материалов.
По результатам проведенных реставрационных и исследовательских работ уточнена атрибуция иконы – образ является переводом на паволоке клейма от иконы с изображением двунадесятых праздников рубежа XVI-XVII в.
Художником-реставратором Татьяной Тарасовной Чаленко был проведен полный комплекс консервационно-реставрационных работ: укреплен левкас с красочным слоем, выровнены заломы и вмятины левкаса в правой части ковчега, уложены и подклеены к основе отставания и вздутия левкаса и паволоки, со всей поверхности удалено потемневшее покрытие, удалены записи с изображения позема и нимбов святых, а также поздние прописи на изображении архитектуры, удален клей ПВА в местах утрат красочного слоя до древесины и с поверхности живописи, подведен реставрационный левкас в местах утрат, выполнены тонировки акварелью в технике пуантель в местах утрат и потертостей авторской живописи, нанесено защитное реставрационное покрытие.
Ведущий специалист Отдела Дмитрий Сергеевич Першин выполнил исследование иконы в видимой люминесценции в УФ-лучах и в отраженных ИК-лучах. Сотрудником Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Екатериной Александровной Морозовой был проведен ряд анализов, позволивших идентифицировать пигментный состав основных колеров авторской живописи и поновительских материалов.