6 октября 2015 г. состоялись XXV Лелековские чтения.
6 октября 2015 года в ГосНИИР прошли XXV Лелековские чтения, посвященные теме копирования скульптуры и резного декора из камня. В свете последних мировых событий вопрос сохранения скульптуры из камня и резного архитектурного декора звучит особенно актуально.
Открыли конференцию доклады об истории копирования скульптуры из камня. О.В. Яхонт (ГосНИИР) в докладе «Копирование в реставрации: история вопроса» обратил внимание на то, что для восстановительных работ копирование памятников применялось с древнейших времен, определил понятие копии и её виды. Ю.В. Иванова (ГосНИИР) подробнейшим образом осветила вопрос копирования памятников античной скульптуры в Риме XVII в.
Конкретные примеры копирования и связанные с ними вопросы технико-технологического и методологического характера были озвучены в докладах Ю.А. Логиновой (Департамент культурного наследия города Москвы) «Вопросы копирования мраморной скульптуры на примере объектов культурного наследия Санкт-Петербурга», П.А. Лазарева (Гос. Русский музей, Санкт-Петербург) «О копировании мраморной скульптуры в период реконструкции Летнего сада 2009–2011 гг.», А.В. Кочановича (ГКУ «Мосреставрация») «Опыт создания резервных копий наскальных рисунков (петроглифов)», Е.И. Антоновой, А.С. Макаровой (ГосНИИР) «Изготовление копий порталов Архангельского собора Московского Кремля. Концептуальные и технологические аспекты», П.С. Шишмарева (ООО «Практика реставрации», Москва) «Примеры копирования музейных экспонатов на основе 3D сканирования». С.С. Давыдова (Художник-реставратор высшей квалификации, Литва) «Применение 3D-технологий для изучения и воспроизведения контр-рельефов».
Большой интерес вызвал доклад В.А. Парфенова (Санкт-Петербургский ГЭТУ "ЛЭТИ") «Лазерное бесконтактное копирование скульптурных памятников». Уникальному памятнику белокаменного зодчества XVI века, иконе из Иоанно-Богословского храма г. Коломны был посвящен доклад священника Димитрий Шаповалова, настоятеля Иоанно-Богословского храма (г. Коломна).
В работе конференции приняли участие более 50 человек – художники-реставраторы, искусствоведы, химики, хранители из реставрационных организаций и крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны, Екатеринбурга.
А. Бринцева