«Иконы конца XVII – начала XX в. и аналойная живопись конца XVIII – первой половины XIX в. из собрания Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Новые открытия»
Выставка открыта с 8 октября 2013 г. в выставочном зале ГосНИИР (на ул. Бурденко, 23). ХХ век - эпоха открытий
В 2013 году отмечается 100-летие художественного открытия русской иконы. В начале ХХ столетия после первых серьезных «раскрытий» живописи от многовековых слоев копоти, олифы, сажи и пыли, она предстала во всей своей первозданности. Выставка 1913 года в Москве, посвященная 300-летию Дома Романовых, стала подлинным открытием для зрителя древнерусской живописи как явления. Имена ученых-подвижников Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, И.Э. Грабаря, Н.В. Покровского, П.И. Барановского, А.И. Анисимова, Ю.А. Олсуфьева и многих других, посвятивших себя изучению сокровищ древнерусского искусства, вошли в историю русской культуры.
В послереволюционный период древнерусское искусство продолжали изучать, но из идеологических соображений оно оказалось под запретом и долго замалчивалось. В 1960-е годы, после десятилетий затишья, несмотря на продолжавший существовать запрет, начался настоящий «бум» интереса к древнерусскому искусству. Вехами этого времени стали открытие в 1960 году Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, а 50 лет назад , в 1963 году – публикация научного каталога В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой «Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации Т.I. XI-начало XVI века. М., 1963; т.II. XVI- начало XVIII вв.».
Подлинным летописцем истории научного изучения иконы в ХХ веке стал Г.И. Вздорнов, ведущий научный сотрудник ГосНИИР, автор изданной в 2006 году монографии «Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи». Кроме исторической канвы в его книге представлены биографии ученых и реставраторов, внесших свой вклад в процесс возрождения научного интереса к древним иконам, также в издании были воспроизведены наиболее значимые книги и журналы, в которых публиковались вновь открытые памятники древнерусского искусства.
Во второй половине 60-х годов как достойное продолжение эпохи возрождения интереса к иконе началась бурная реставрационно-выставочная деятельность С.В. Ямщикова, в эти же годы он с коллегами многократно выезжал в экспедиции по стране, в провинциальные музеи, составляя опись древнерусских икон. Его вклад в эту эпопею бесценен.
В будущем, 2014 году, исполняется 40 лет выставке «Древнерусская живопись. Новые открытия. Из частных собраний». Она стала возможной в 1974 году в Музее Древнерусского искусства имени Андрея Рублева, благодаря стараниям С.В. Ямщикова. Это была первая выставка иконописи, демонстрирующая различные школы, в послереволюционный период. И тоже стала открытием и сенсацией своего времени.
Ей предшествовали выставки икон: «Живопись древней Карелии. 1968 г.» (Выставочный зал Союза художников СССР. Кузнецкий мост, 20), «Живопись Древнего Пскова. 1970 год» (Кузнецкий мост, 20), «Живопись Ростова Великого. 1973 год» (Москва. Кузнецкий мост, 20). После 1974 года – «Живопись Вологодских земель XIV-XVIII вв.» (1976 г., Музей имени Андрея Рублева), «Реставрация древнерусской живописи в СССР. 1917-1977 гг.» (1978 г. Музей имени Андрея Рублева), «Древнерусская живопись XIV-XVIII вв. из личных коллекций» (1988 г. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства), «Живопись Пскова –XIII-XVII вв.» (1991 г. Москва, ГТГ, Крымский вал, 10).
В отделе пропаганды художественного наследия ГосНИИР, в мемориальном кабинете С.В. Ямщикова, хранятся каталоги, пригласительные билеты, афиши ставших легендарными выставок 1960-80-хх годов, когда само название «икона» приходилось маскировать под названием «древнерусская живопись» для усыпления идеологической бдительности.
Впервые в названии выставки, организованной С.В. Ямщиковым, появилось слово «иконопись» уже в 2009 году на ретроспективной выставке: «Шедевры русской иконописи 14-17 вв. из частных собраний. 2009 г. Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина, отдел личных коллекций».
В наше время события 1913 и 1974 г. вспоминаются в череде вновь открываемых выставок, посвященных иконе, старой и новой, и в Музее имени Андрея Рублева и в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Частном музее Русской иконы, в Российской академии художеств и др. Появился стойкий исследовательский интерес и к т.н. народным иконам, иконам новейшего времени. Открылось много новых музеев иконописи и в столице и на периферии. Поистине мир русской иконы неисчерпаем и существует вне времени.
Свою лепту в эту череду хотим внести и мы, представляя на выставке неизвестные ранее исследователям и широкой публике памятники из собрания ЦАМ ПСТГУ. Это первая самостоятельная выставка коллекции музея.
Церковно-археологический музей ПСТГУ среди вновь появившихся музеев занимает свое, особое место. Музей создан в 2002 году. Сама мотивация его открытия – особый знак нашего времени. В ПСТГУ иконы поступали из разных источников, из КГБ, ФСБ, органов милиции, с таможни, из иконописной мастерской ПСТГУ, от частных лиц. Среди поступлений – два крупных пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов: Косьмы и Дамиана на Маросейке и Мученицы Татианы при МГУ, поступали иконы и из других московских храмов, приобретались на Измайловском художественном рынке. Не используемые во время богослужений в храмах по причине ветхости, иконы хранились на чердаках, в подвалах, что само по себе ускоряло процесс разрушения. Среди них оказались очень интересные памятники. Для их сохранения и было решено создать музей. Тем более, что среди плохо сохранившихся икон были примеры поучительные для будущих реставраторов. Это в том числе и иконы, подвергшиеся непрофессиональной, кустарной «реставрации», которые могли послужить ярким наглядным пособием для учебного процесса. Так появился в музее т.н. «методический фонд». Демонстрация его на нашей выставке приоткроет внутреннюю лабораторию сохранности экспонатов не только для специалистов, но и для публики.
Многие молодые реставраторы, выпускники ПСТГУ, О.В. Коханая, Д.Д. Ковалев, С.В. Волкова, А.С. Скрябина, М.Н. Василенков, О.С. Хохлачева стали ныне сотрудниками ГосНИИР, отдела пропаганды художественного наследия и отдела реставрации темперной живописи. Сотрудник ГосНИИР Д.С. Першин принимал участие в реставрации многих икон в ПСТГУ. Результаты работы молодых реставраторов во время обучения на кафедре реставрации факультета церковных художеств под руководством опытных реставраторов преподавателей ПСТГУ Г.С. Клоковой, О.П. Постернак, Д.С. Першиной, С.В. Свердловой, Е.А. Юдиной, И.В. Федоровой представлены на нашей выставке. Это и иконы XVII столетия, иконы XVIII-начала XX веков, а также редчайшее собрание живописных аналоев конца XVIII-первой половины XIX века. Аналойная живопись на нашей выставке представлена впервые, и для многих станет настоящим открытием. Всего из 54 памятников из фондов музея ПСТГУ 39 ранее не экспонировались.
Музей ПСТГУ целенаправленно занимается изучением иконописи именно позднего периода. Эта тема близка также нашему Институту, который одним из первых начал заниматься ее исследованием. Сектор экспертизы ГосНИИР под руководством М.М. Красилина с 1973 года проводил систематическую работу по выявлению и учету художественных ценностей в действующих церквях бывшего Советского Союза. Ее результаты заставили по-новому взглянуть на памятники церковного искусства Синодального периода, т.е. иконопись XVIII – начала XX в. Впервые опубликовав иконы позднего времени в 1985 году, М.М. Красилин не только ввел ранее игнорируемый пласт национального наследия в научный оборот, но и открыл тем самым путь к изучению обширнейшего материала.
Молодежные реставрационные выставки – давняя традиция отдела пропаганды ГосНИИР. В выставочном зале на Бурденко неоднократно показывали свои работы студенты и дипломники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Московской государственной художественно-промышленной Академии имени С.Г. Строганова, Суздальского художественно-реставрационного училища и др. Студенты и выпускники ПСТГУ представлены впервые. Все вместе они – достойное будущее отечественной реставрационной школы.
Наша выставка – дань памяти эпохе, заново открывшей икону для поколений зрителей начала ХХ века и советского времени. В память о С.В. Ямщикове, которому в этом году исполнилось бы 75 лет, мы решили издать каталог в формате каталога выставки 1974 года.
Н.В. Зайцева,
зав. отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, Заслуженный работник культуры РФ.