«ГосНИИР–2015» – традиционная ежегодная выставка-отчет о деятельности ГосНИИР

«ГосНИИР – 2015»- традиционная ежегодная выставка-отчет о деятельности ГосНИИР. На выставке представлены подлинные экспонаты из музейных и частных собраний, а также стендовые материалы с результатами научных исследований и фото-документацией. Особенность выставок ГосНИИР заключается в том, что они дают редкую возможность познакомиться не только со спасенными произведениями, но и с методами и приемами современной отечественной научной реставрации.

Большой объем работ во всех 14 отделах и лабораториях Института характеризует прошедший год.

В течение 2015 года сотрудники отдела станковой масляной живописи вернули экспозиционное состояние различным по времени и технике создания картинам, в числе которых произведения Ф.С. Рокотова, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова, Н.А. Дубовицкой и многих других. Отреставрированные полотна вернулись в федеральные и региональные музеи России и смогут занять достойное место в экспозициях. Среди научно-исследовательских работ, выполненных в отделе, особое место занимает научная тема по изучению сохранности и разработке методики реставрации произведений живописи, созданных на каменных основах. Кроме создания теоретической базы, методика уже позволила восстановить две картины из собрания Государственного исторического музея и Музея-усадьбы "Останкино". Исследования проводились совместно с Лабораторией физико-химических исследований (ЛФХИ) ГосНИИР. ЛФХИ успешно проводит исследования для многих музеев. Среди них – Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки, из фондов которого на выставке будет представлен уникальный портрет певицы В.Н. Петровой-Званцевой работы К.С. Петрова-Водкина. 1913 г.

На выставке зрители познакомятся с работой отдела темперной живописи ГосНИИР, в котором в настоящий момент проводится реставрация трех датированных и подписных икон из собрания Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, которые представляют большой научный интерес в области изучения поздней русской иконописи. Это – «Преподобный Антоний Римлянин», «Алексий митрополит Московский» и «Преподобный Петр князь Муромский». Все три образа созданы в конце XVIII в. иконописцем Иваном Мининым и происходят из деисусного чина иконостаса придела Трех Святителей церкви Входа Господня в Иерусалим села Верхняя Мудьюга Онежского района Архангельской области. Деревянный шатровый храм типа «восьмерик на четверике» был построен в середине XVIII века, а в 1778 г. над его украшением трудились знаменитые в то время на Русском Севере иконописцы – И.И. Богданов-Карбатовский и его сподвижник по артели И.В. Минин. Последний мастер написал весь деисусный чин придела Трех Святителей, о чем и сообщил, оставив свою подпись на последней иконе ряда – образе «Преподобного Антония Римлянина». В конце 70-х гг. XX века значительная часть икон была вывезена экспедицией Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, пополнив его коллекции. Сам храм погиб в пожаре в 1990-е гг. Работа над раскрытием и изучение икон 1778 года, написанных Иваном Мининым, важная и редкая возможность расширить наши представления о поздней иконописи Русского Севера. На выставке также будет представлен ряд икон XVIII века из фондов ГосНИИР.

В прошедшем году в отделе монументальной скульптуры ГосНИИР был разработан проект реставрации памятника защитникам Москвы на 41 км Ленинградского шоссе: демонстрируются архивные чертежи и чертежи, разработанные отделом.

Будут представлены и подлинные монументальные экспонаты. Фрагмент белокаменного надгробия XV в. (происходит из некрополя церкви Воскресения в Кадашах). Надгробие декорировано резьбой, частично сохранилась посвятительная надпись. Белокаменный акротерий – элемент архитектурного декора, решенный в виде рельефной пальметты. Сохранился частично, утрачен верхний правый угол. Был обнаружен во время аварийного ремонта на территории храма Воскресения Господня в Кадашах. Акротерий, предположительно, относится к декору храма XVII в. Схожие элементы и сегодня украшают верхний ярус фасадов храма. Реставрация выполнена студентами реставрационного колледжа «26 Кадр» под руководством сотрудников отдела монументальной скульптуры ГосНИИР.

Отдел подготовил также слайд-шоу с фотографиями процесса реставрации пяти городских скульптур: Памятник "Воинам-медикам", 1972 г., ск. Л.Е. Кербель, арх. Б.И. Тхор, улица Б. Пироговская, д. 2-6. Памятник Н.Э. Бауману, 1972 г., ск. В.Н. Одиноков, арх. В.А. Климов, Старая Басманная улица, д. 15 (в саду им. Н.Э. Баумана). Памятник А.Н. Костякову, 1976, ск. Н.Б. Никогосян, арх. Н.П. Сукоян, улица Прянишникова, д.19. Памятник В.И. Ленину, 1954 г., П.П. Яныно, проспект Мира (у северного входа станции "ВДНХ"). Памятник К.А. Тимирязеву, 1923 г., ск. С.Д. Меркуров, арх. Д.П. Осипов, Тверской бульвар (у Никитских ворот).

В этом году исполняется 45 лет отделу монументальной живописи ГосНИИР. Посетители познакомятся с ретроспективными и новейшими работами отдела. Из Государственного музея Востока будет представлен большой фрагмент настенной живописи II века н.э. – "Траурная сцена" из Топрак-кала (155х155 см). Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН предоставит на выставку фрагмент живописи из раскопок из Топрак-кала - № 46 «Дама с гирляндой» Из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева – фрагмент настенной живописи XVII в. из Троицкого собора Макарьевского Калязина монастыря: Иоаким и Анна (часть композиции «Введение во храм Богородицы»).

Отдел исследования, консервации и реставрации металла покажет материалы по реставрации уникального Рязанского клада. Основу клада составляют многочисленные серебряные украшения. При реставрации в отделе использовалась химическая и механическая ручная расчистка. Некоторые предметы расчищались под микроскопом.

Отдел древних рукописей представит материалы об исследовании и реставрации «Утвержденной соборной грамоты об избрании на царство Михаила Федоровича Романова 8 мая 1613 года. НИОР РГБ, Ф. 928, № 3.», а также переплетов рязанских рукописей XV-XVI вв.

В 2015 году в отделе прикладного искусства была закончена реставрация коляски М.И. Кутузова, отреставрированы следующие уникальные предметы: двадцать шесть знамен Кубанского Казачьего Войска, данных казакам за службу российскими государями: Екатериной II, Николаем I, Александром II; из музея-заповедника "Дмитровский Кремль" – уникальное седло Апраксиных кон. XVII – нач. XVIII в.; несколько памятников из музея-панорамы "Бородинская битва", в том числе уланский кивер 30-40 гг. XIX в.; фелонь с оплечьем уникального "турского" бархата XVI – XVII вв. из музея "Александровская слобода". В конце 2015 г. в прикладного искусства поступило на реставрацию 79 экспонатов из Российского Государственного Военно-исторического Общества. Это редкие памятники военной истории – мундиры, головные уборы, погоны и эполеты, вальтрапы, штандарт Конного полка на царствование Павла Первого, а также несколько мемориальных вещей – шляпы-треуголки великих князей Николая Павловича (в будущем ЕИВ Николая I) , Михаила Павловича и императора Петра III. Реставрация будет завершена к открытию музея РГВИО.

В отделе прикладного искусства ведутся исследования и реставрация произведений из самых разных материалов, в том числе из дерева. На выставке будет представлено после реставрации кресло начала XIX в. в стиле русского классицизма (по рисунку арх. В.П. Стасова (?)

Посетители смогут познакомиться также с материалами Лаборатории климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР, разработки которой позволяют сделать условия хранения движимых памятников и сохранности недвижимых наиболее оптимальными. География деятельности лаборатории обширна – от Республики Беларусь (исследования условий сохранности гобеленов в национальном музее-заповеднике Несвиж) и республики Татарстан – до Архангельской области. В лаборатории проводились исследования памятников Московского Кремля, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Псковской епархии. Представлен отчет об организации международного семинара по очистке воздуха.

В прошедшем году активно велись работы по мониторингу реставраций 1980-90-х гг. в соборах Ярославля, Суздаля, Владимира, Кидекши, выполненных по методикам Лаборатории химической технологии реставрационных процессов ГосНИИР. Современные исследования подтвердили хорошее качество использованных материалов. Результаты этой работы будут отражены в стендовых материалах.

Биологическая лаборатория продемонстрирует результаты исследования микробиологического режима экспозиционных залов ГТГ. Проблема выявления грибов, устойчивых к полисепту, антимикробному препарату, применяемому в практике консервации, особенно актуальна в наше время для музеев.

Большой раздел экспозиции выставки посвящен отделу научной комплексной экспертизы Института. Наряду со стендовыми материалами будут представлены подлинные памятники, прошедшие экспертизу в ГосНИИР, каждый из них по-своему уникален. Это и картина «Зимний вечер. На окраине села» кисти Николая Константиновича Перова – русского художника-эмигранта, человека яркой судьбы, прожившего бóльшую часть жизни в Константинополе и чье живописное наследие практически неизвестно исследователям. Картина итальянского художника XIX века Лодовико Маркетти «Герцогская свадьба в соборе в Бру», интересная многими аспектами – тематикой и культурно-историческими связями, найденными в наследии художника прямыми аналогиями, блестящей живописной техникой и др.

На выставке можно будет узнать об активной деятельности ГосНИИР по организации конференций и семинаров.

Большинство экспонатов выставки демонстрируются впервые

 

Открытие состоится 3 марта 2016 года в 16 часов. В выставочном зале ГосНИИР (ул. Бурденко, 23).

Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru

и на странице Института в Facebook

 

Куратор выставки, ведущий специалист по организации выставочной деятельности ГосНИИР Зайцева Н.В. (8-903-662-93-46)

 

Отклики о выставке см.:

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59489/episode_id/1276976/video_id/1447501/

http://mayak-parnasa.livejournal.com/705594.html

 

Выставка ГосНИИР-2015

Поделиться