ВЫСТАВКА «ИВАН ГОРИН И ЕГО ЭПОХА. ВЦНИЛКР-ВНИИР-ГосНИИР. К 90-летию со дня рождения создателя Института реставрации»
ВЫСТАВКА «ИВАН ГОРИН И ЕГО ЭПОХА. ВЦНИЛКР-ВНИИР-ГосНИИР. К 90-летию со дня рождения создателя Института реставрации»
Открытие – 20 октября 2015 года.
И.П. ГОРИН – человек с легендарной биографией, прошедший нелегкий путь от слесаря-лекальщика на оборонном заводе до директора крупного Института. Его директорство пришлось на эпоху, в которую яркое личностное начало всячески подавлялось. Тем не менее, эта эпоха дала стране блистательных деятелей в самых разных областях, в том числе и в культуре.
1960-1980-е годы – эпоха выдающихся директоров, навсегда вошедших в золотой фонд отечественной культуры – И.А. Антонова, С.С. Гейченко, Б.Б. Пиотровский, В.А. Пушкарев, И.А. Родимцева. Достойное место в этом ряду занимает И.П. Горин. Неслучайно Институт реставрации, создателем которого он был, во всем мире называли Институтом Горина.
Цель выставки – показать не только достижения Ивана Петровича как руководителя-созидателя, но и приоткрыть его душевные и сердечные грани характера, также приобщиться к яркому творческому началу его разносторонней и талантливой личности, нашедшей свое отражение и в живописи.
Иван Петрович Горин родился 18 октября 1925 года в деревне Площево Владимирской области. После смерти родителей с 1933 года воспитывался в детском доме в городе Александрове. В 1940 году направлен в ремесленное училище № 5 в городе Кольчугино. С 1941 работал слесарем-лекальщиком на оборонном заводе № 2 имени Дегтярева в городе Коврове. Движимый желанием учиться рисовать, нашел художника, которому надо было платить хлебом и маслом. Чтобы оплатить обучение Иван Горин нарисовал хлебные карточки, за что был судим и поставлен перед выбором: или тюрьма, или штрафбат. Он выбрал штрафбат. Во время первого же боя из 300 человек штрафников в живых осталось 10 тяжелораненых. Вылечившись после тяжелого ранения, в составе действующей армии (2-й Белорусский фронт) с осени 1944 года прошел от Варшавы до Гданьска. При штурме Гданьска в марте 1945 года был еще раз тяжело ранен. После излечения в госпитале продолжал службу в авиадесантном полку в городах Быдгощ, Познань, Шрода, Полоцк, Витебск. В это же время учился на заочных художественных курсах Московского полиграфического института. Демобилизовался в 1951 году в звании старшего сержанта. Награжден орденом «Отечественной войны» I степени и медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Кенигсберга».
В 1951 году И.П. Горин приехал в Москву и поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на отделение теории и истории искусства исторического факультета.
С 1956 года он работал художником-реставратором живописи в ГЦХРМ, где осваивал реставрационное дело под руководством В.В. Филатова. С января 1957 по декабрь 1958 был главным хранителем ГЦХРМ. С 1959 работал в Министерстве культуры СССР, с 1961 – учился в аспирантуре НИИ теории и истории изобразительного искусства АХ СССР, стал кандидатом искусствоведения, работал в институте научным сотрудником.
В 1964 году приказом министра культуры СССР Е.А. Фурцевой Иван Петрович Горин был назначен директором Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР). На базе лаборатории в 1979 г. по инициативе И.П. Горина был создан Всесоюзный (с 1992 года – Государственный) научно-исследовательский институт реставрации. Число сотрудников к тому времени увеличилось с 40 до 320 человек.
Время, в течение которого И.П. Горин возглавлял ВЦНИЛКР-ВНИИР (1964–1992), было особой эпохой и в истории Института, и в истории отечественной реставрации. Это время подлинного расцвета отрасли и плодотворного ее развития. В 1960–1980-е годы в Институт приходят исследователи самых разных профессий – физики, химики и биологи, которых Иван Петрович сумел объединить в единый научный коллектив с реставраторами, искусствоведами и историками во имя общего дела – сохранения отечественных памятников культуры.
Несмотря на огромное число официальных обязанностей в качестве директора Института Реставрации, председателя и члена различных комиссий и комитетов отечественных и международных организаций, Иван Петрович успевал высказываться в печати по актуальным теоретическим, методическим и организационным проблемам реставрационной науки. Опубликовал более 230 работ по вопросам современного искусства и сохранению культурного наследия.
И.П. Горин являлся активным членом Международного комитета консервации ИКОМ и координировал работу советской секции реставраторов, был председателем Художественно-экспертного совета по наблюдению за качеством материалов для живописи МК СССР. Неоднократно назначался председателем реставрационных комиссий Министерства культуры по методической направленности и контролю за осуществлением реставрационных работ на уникальных памятниках искусства (панорама Ф. Рубо «Бородинская битва», древнерусская живопись Кирилло-Белозерского монастыря, фрески Дионисия в Ферапонтово, фрески XII века Мирожского монастыря в Пскове, картина Джорджоне «Юдифь», «Даная» Рембрандта из собрания Эрмитажа и многие другие).
Член Союза художников СССР. Автор нескольких сотен живописных работ (масло, акварель, рисунок). Неоднократно выставлял свои работы, как в России, так и за рубежом. В 1999-2000 годах провел персональную выставку в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны значительного числа художественных живописных произведений, часть из которых хранится в музеях России, Германии, Польши.
Заслуги И.П. Горина в деле сохранения отечественного культурного наследия и развитии отечественной научно-реставрационной школы были по достоинству оценены. В 1981 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1985 – награжден орденом «Дружбы народов», в 1986 – орденом «За заслуги перед польской культурой».
В воспоминаниях знавших его людей предстает перед нами портрет И.П. Горина, директора и человека.
Из воспоминаний коллег и друзей:
Г.И. Вздорнов (2012 г.): «При И.П Горине Институт реставрации получил большую известность как авторитетное научно-исследовательское учреждение и в СССР, и в зарубежных странах. И это была вполне заслуженная слава. Большие реставрационные выставки, публикации научных трудов, всесоюзные и международные конференции, плодотворное сотрудничество с реставрационными мастерскими в Москве, Киеве, Ленинграде, Талине, Тбилиси, Вильнюсе – все это личный вклад в историю нашей науки Ивана Петровича Горина».
С.В. Ямщиков (2006 г.): «…И.П.Горин – знаковая фигура для отечественной реставрационной школы […] ни одно более или менее значительное начинание реставраторов сначала Советского Союза, а потом и России не обходилось без его участия.
Сейчас, когда Иван Петрович ушел из жизни, особенно отчетливо ощущаешь, как недостает его умения объединять людей, служащих спасению красоты, вселять в них уверенность в необходимости их труда, и всегда радоваться успехам и победам своих коллег.
И.П. Горин относился к тому замечательному кругу людей, которых природа наградила самыми прекрасными и всегда востребованными качествами – неподдельной доброжелательностью, доверительной простотой и открытостью в общении с людьми. На том месте, где другой человек умудрился бы напридумывать массу нужных и ненужных проблем, усложнить пути к намеченной цели, Горин всегда умел, сплотив вокруг себя единомышленников, поддерживать доброжелательной улыбкой и нужными словами любую здоровую инициативу, поставить дело на широкую ногу, увлечь свои энтузиазмом окружающих. Отдельные его поступки и решения, отличающиеся нестандартностью и ломающие строгие, зачастую надуманные рамки и каноны тоталитарных порядков, многим из коллег Горина вышли бы боком и кончились плачевно. Иван Петрович, казавшийся на первый взгляд простоватым и поверхностным, умел находить выход из самых трудных ситуаций, обеспечивать прочные тылы и самые благоприятные условия для нормального существования вверенного ему коллектива реставраторов, научных сотрудников и хозяйственников. Легкость характера, умение держать себя в жизнеутверждающем тонусе невольно передавались подчиненным и гарантировали успешное осуществление самых трудных задач, которыми так богата профессия реставраторов.
Никогда не забуду, как порядочно и принципиально повел себя Иван Петрович, столкнувшись с представителями партийных и правоохранительных органов, категорически запрещавших принимать меня на работу во ВНИИР. Пролетарский райком КПСС и местные структуры КГБ, накрученные моими озлобленными недоброжелателями из российского Министерства культуры, обрушили целый набор популярных тогда доводов, уличающих меня во всех смертных грехах, начиная от подозрений в спекуляции предметами искусства, а кончая идеологической несостоятельностью и пораженчеством по отношению к большевистским заповедям. Директор осмелился не послушаться всесильных кураторов и решил во многом дальнейшую мою творческую судьбу»
М.С. Шемаханская (2012 г.): «Обстановка в коллективе была добрая. Эта доброта шла сверху. […] Начиналось время отъезда в эмиграцию. В других местах «отъезжанцев» обычно или увольняли, или вынуждали уйти. У нас они продолжали работать до отъезда. Если ты брал на себя смелость не ходить на политзанятия или гражданскую оборону, отговариваясь шуткой, тебя не вызывали «на ковер»…»
М.М. Наумова (2012 г.): «В 1960–1970-е годы, исследуя объективными методами материалы живописи, мы были первопроходцами – в то время научная реставрация в СССР только начинала развиваться. И мы всегда находили поддержку у Ивана Петровича Горина. Благодаря своим многочисленным поездкам по Союзу и за рубеж, он хорошо знал потребности реставраторов и, исходя из них, определял направления научных исследований Института…»
Н.Л. Ребрикова (2012 г.) о времени, когда лаборатория стала Институтом: «Новый статус привлек новых людей разных специальностей, – это были годы развития. Молодые специалисты имели возможность ездить по стране, знакомиться с работой музеев и других реставрационных организаций.
Наш директор любил путешествия, встречи с зарубежными коллегами. На достопримечательности, красоты природы он смотрел глазами художника, видя нечто такое, что ускользало от других […]
При Иване Петровиче вырос и окреп авторитет, возглавляемой им организации.
Он понимал необходимость создания не просто обычной библиотеки, которые были в то время у большинства научно-исследовательских институтов. В коллекции книг и журналов Института реставрации должны были быть, по его мнению, не только свежие номера зарубежных журналов, наиболее значимые книги, материалы международных конгрессов, специализированная литература по различным областям знаний, но и дореволюционные энциклопедически издания, журналы и другие редкие и очень редкие книги. Даже тогда, когда не было денег для приобретения книг по статьям расходов, он просил бухгалтерию, и чаще всего находилась возможность для оплаты антикварных редких изданий, которыми пополнялась библиотека.
Хорошо помню, как он мужественно переносил всякие неприятности. Получив очередной выговор, он скрывал, что расстроен, и это обстоятельство никак не отражалось на подчиненных. Именно благодаря Ивану Петровичу, несмотря на внешние давящие обстоятельства, регулярно приходящие циркуляры из министерства и от партийного начальства, обстановка в институте была вполне демократичной»
Е.Л. Малачевская (2012 г.): «Иван Петрович был человек благородный и бесстрашный. Он не увольнял сотрудников, у которых возникали проблемы с властью, либо по поводу предстоящей эмиграции, либо по поводу причастности к диссидентству. А власти требовали этого. Но он был тверд в защите своих коллег. На такое не был способен почти никто. И политинформациями он нас не мучил, как-то заминая это в райкоме. Впрочем, у него было 12 или 13 выговоров по партийной части, что вызывало только уважение. Он уважал своих сотрудников – и сотрудники платили ему тем же […] И его любили…»
По существу не было человека в его окружении, кто не был бы ему благодарен за помощь и поддержку, оказанные в трудные моменты жизни.
На выставке будут представлены документы, фотографии, живопись, графика из семейного архива Гориных и архива ГосНИИР. Многие экспонаты будут показаны впервые.
Телерепортаж об открытии выставки на сайте tvkultura.ru.
Репортаж об открытии выставки на телеканале «Союз»
Отзыв и информация о выставке