Конференция «Сохранение росписей Дионисия 1502 г. в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря»
13 – 14 сентября в Кириллове и Ферапонтове (Вологодская обл.) прошла Международная научно-методическая конференция «Сохранение росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря».
Конференция подвела итог работ, начатых в 1981 году в соответствии с «Программой комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по памятнику 15 века Рождественскому собору Ферапонтова монастыря», ведущую роль в которой сыграл Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).
«Теперь мы имеем возможность видеть фрески Дионисия в том виде, в каком их сохранило время», – сказал, приветствуя участников конференции, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов. Сотрудник Департамента государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия Ольга Новикова поздравила реставраторов «с завершением промежуточной реставрации фресок», оценив как достижение науки примененные в работе методики. Директор ГосНИИР А.В. Трезвов зачитал приветствие участникам конференции генерального директора Международного центра по реставрации и сохранению культурного наследия (ИККРОМ; г.Рим).
А.В. Трезвов подчеркнул, что после 30 лет работы института в храме Рождества Богородицы можно считать, что история ГосНИИР тесно связана с Ферапонтовом. «Мы всегда находили консенсус с руководством музея», – сказал Трезвов, подчеркнув, что под словом «мы» подразумевает не только ГосНИИР – в работе принимали участие Росреставрация, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Всероссийский художественный научно-реставрационный Центр им. Грабаря, Спецпроектреставрация, вологодские специалисты. При этом А. В. Трезов считает, что это «итог промежуточный». «Это не значит, что мы покидаем музей, росписи требуют постоянного мониторинга и дальнейшего изучения», – отметил директор ГосНИИР. Он представил участникам конференции двухтомник «Ферапонтовский сборник № 9», выпущенный к началу конференции.
Главный научный сотрудник ГосНИИР Г.И. Вздорнов посвятил доклад Василию Георгиевскому – первому исследователю фресок Дионисия, автору монографии «Фрески Ферапонтова монастыря», которая спустя 100 лет «остается единственной книгой о росписях Дионисия». Деятельность Георгиевского до сих пор не получила должной оценки, отметил Г.И. Вздорнов.
Заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Л.И. Лифшиц выступил с докладом «Роль Федерального научно-методического совета по охране памятников истории и культуры в определении методической направленности работ и обеспечении контроля за их проведением».
Ряд докладов был посвящен исследованиям и новым методикам консервации, примененным впервые в храме Рождества Богородицы в Ферапонтове. «Если бы реставрация началась раньше, фрескам Дионисия был бы нанесен неповторимый вред из-за неудовлетворительного состояния реставрационного дела в России», – считает заведующая сектором отдела станковой темперной живописи ГосНИИР О.В. Лелекова, видеоинтервью с которой было представлено на форуме. Для консервации и очистки росписей Дионисия впервые была разработана и утверждена в 1988 году новая научно-обоснованная методика.
Одно из открытий обнародовано в докладе заведующей лабораторией физико-химических исследований ГосНИИР М.М. Наумовой: ферапонтовские росписи не являются фреской, они выполнены в технике многослойной живописи; также было установлено, что в соборе Рождества Богородицы использовались искусственные пигменты.
Заведующая биологической лабораторией Н.Л. Ребрикова представила доклад «Опыт микробиологического исследования росписей Дионисия. Проблемы и решения». С докладом «Фотоанализ техники росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы в процессе их консервации» выступил заведующий сектором Отдела станковой темперной живописи ГосНИИР Н.Г. Брегман.
В Кириллове и Ферапонтове открыта выставка, дающая представление о технических особенностях реставрации и сохранения фресок Дионисия, ранее показанная в выставочном зале ГосНИИР в Москве и вызвавшая большой интерес у научной общественности.
В заключительный день конференции «Сохранение росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря» прозвучали доклады, посвященные непосредственно работам в соборе Рождества Богородицы. Так, ведущий научный сотрудник ГосНИИР Б.Т. Сизов рассказал о развитии принципов нормализации температурно-влажностного режима памятников архитектуры и их воплощении на примере Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хранитель фондов Музея фресок Дионисия Е.Н. Шелкова представила доклад «Оптимизация микроклимата собора Рождества Богородицы: реализация программы исследований». Подводя итоги, участники конференции единодушно отметили два крупных успеха ученых и реставраторов – разработка методик консервации и поддержания температурно-влажностного режима.
С окончанием работ реставраторов поздравил директор Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ Р. Калоев, который также вручил грамоты и благодарности участникам работ от Министерства культуры РФ. Грамот и благодарностей губернатора Вологодской области были удостоены сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника, филиалом которого является Музей фресок Дионисия (собор Рождества Богородицы) в Ферапонтове.
Участников форума приветствовал архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, выразивший в своем послании, зачитанном наместником Кирилло-Белозерского монастыря, благодарность реставраторам «за квалифицированный труд».
При обсуждении результатов конференции заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Л.И. Лифшиц отметил, что эта конференция полезна «с двух сторон» – во-первых, как итог работ, во-вторых – она показывает, чем реально заняты реставраторы. «Конференция показала: реставрация – это сложная, комплексная, многогранная научная деятельность, система разных мероприятий – начиная от противоаварийных работ и кончая работами по нормализации температурно-влажностного режима. И здесь, в храме Рождества, удалось создать ее идеальную модель», – сказал Л.И. Лифшиц.
Научно-методическая конференция завершилась экскурсией по храму Рождества Богородицы. Хранитель фондов Музея фресок Дионисия Е.Н. Шелкова ознакомила гостей с современными, установленными в процессе работ системами очистки воздуха, подогрева полов и компьютерной беспроводной системой контроля за температурно-влажностным режимом храма.
Собор Рождества Богородицы расписан в 1502 году выдающимся русским художником Дионисием и его сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись собора сохранилась в почти полном виде и представляет собой вершину в истории монументальной живописи Древней Руси. Ею заканчивается «Золотой век» русского изобразительного искусства, началом которого была художественная культура Московской Руси Епифания Премудрого и Андрея Рублева.
Международные, зарубежные, отечественные организации и специалисты высоко оценили реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Собор и его росписи вошли в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1998 году коллектив реставраторов был удостоен Государственной премии РФ.
Отдел теории и истории ГосНИИР с использованием материалов агентства религиозной информации «Благовест-инфо»
Оргкомитет конференции
Программа конференции
Preservation of Dionisy’s Frescoes (dated 1502 C.E.) in the Cathedral of the Nativity of the Virgin of the Ferapontov Monastery
(eng)
О докладчиках