13 октября 2016 г. в ГосНИИР открывается выставка «Открывая сокрытое. Исследования и реставрация памятников церковного искусства из собрания ЦАМ ПСТГУ»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕСТАВРАЦИИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ

КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ

ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Открытие выставки состоится 13 октября 2016 года в 16 часов в выставочном зале ГосНИИР по адресу: ул. Бурденко, 23. Выставка будет работать с 13 октября по 30 ноября ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 11 до 20 часов. Вход бесплатный.

В 2002 году по инициативе Клоковой Галины Сергеевны, заведующей кафедры реставрации при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, был создан Церковно-археологический музей для поступавших из самых разных источников памятников церковного искусства. За годы своего существования музей, созданный на базе кафедры, стал подлинным хранилищем ранее неизвестных исследователям и широкой публике памятников.

К сожалению, в силу разных причин, в музей нет доступа посетителям. Выставка в ГосНИИР, с которым ПСТГУ связывают тесные узы сотрудничества, предоставит редкую возможность познакомиться с частью уникальной коллекции музея.

Выставка расскажет о том, что трудно увидеть обычному посетителю музеев, — о процессе реставрации произведений искусства. На примере икон, картин, гравюр и книг из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ, отреставрированных преподавателями и студентами кафедры реставрации факультета церковных художеств ПСТГУ и сотрудниками ЦАМ ПСТГУ, будет показан сложный и долгий путь, который проходит памятник, прежде чем он займет свое место в экспозиционной витрине.

Какие методы исследования применяют реставраторы? Что покажет рентгенограмма иконы? Зачем определять породу древесины доски? Как соляная кислота поможет определить методику реставрации? Все это можно будет узнать на выставке благодаря обширному иллюстративному материалу.

И, конечно же, увидеть сами произведения церковного искусства, спасенные трудами реставраторов. Это иконы XVII–XIX столетий, церковные книги, старообрядческие рукописи, старинные гравюры. Всего 34 экспоната. Среди них редкая икона XVII века «Праотец Ной». Икона XIX века «Гостеприимство Авраама». Эта икона стала ярким примером проведенной работы по «раскрытию сокрытого». Ее первоначальное состояние не предполагало сохранной живописи. Сюжет не прочитывался. После проведения исследования в инфракрасных лучах была выявлена прекрасно сохранившаяся композиция. Дальнейшая работа открыла тонкую живопись хорошего уровня.

Створки складня: «Николай Чудотворец, Явление Богоматери Андрею Боголюбскому, Деисус» и «Покров Божией Матери, Архангел Михаил» подписаны и датированы: «въ 1852мъ году. Марта 28 дня. Писал Владимирский живописецъ Иван Лапотниковъ»; «Икона писана усердием фердьфебеля Афанасия Юръченко и жены его Пелагеи Ивановой». Подписные иконы встречаются довольно редко, для владимирских икон подписи уникальны. Исследование в инфракрасных лучах показало наличие прописей. Сложность укрепления масляной живописи на деревянной основе требовала работы исключительно под бинокулярным микроскопом. Съемка в ультрафиолетовых лучах позволила студентам, под руководством преподавателей Е.В. Москвиной и О.Е. Труфановой, максимально аккуратно утончить и выровнять потемневший покровный слой.

Интересна также представленная на выставке масляная живопись, например: «Тронная Богоматерь со свитком», копия с образа «Богоматерь с младенцем на троне», написанного В.М. Васнецовым для главного иконостаса Владимирского собора в Киеве. Лик Богоматери был полностью утрачен. Опыт выполнения реконструкций крупных утраченных фрагментов, недопустимый применительно к музейным экспонатам, необходим для церковной практики – цельности молельного образа. Выполнению такой реконструкции предшествуют поиски аналогов, проект реконструкции утверждается на Реставрационном совете. Студенткой И.А. Носковой под руководством преподавателя Е.А. Юдиной была проделана кропотливая работа по подбору аналогов. Реконструкция опиралась именно на образ из Владимирского собора. Методом компьютерного наложения подбирался оптимальный ракурс и размер. Опыт деликатной реконструкции темперной живописи можно также увидеть в работах студентов преподавателя С.В. Свердловой

Сложная техническая реставрация масляной живописи проводилась под руководством О.П. Постернак и Д.С. Першиной.

Не все экспонаты музея были пожертвованы дарителями, некоторые приобретались в антикварных магазинах и на художественных вернисажах специально для музея. Из них экспонируются на выставке иконы XIX века «Митрофан Воронежский» и «Св. Конон Градарь», исследования и реставрация которых осуществлялись под руководством преподавателей И.В. Федоровой и Н.А. Яновской.

Слаженная работа кафедры невозможна без усилий всего коллектива – хранителя кафедры О.В. Деминой, секретарей А.С. Кирилловой, С.В. Кругловой.

Среди других экспонатов привлекает внимание старинная рукопись «Документ о продаже» (1770 г.), переданная Церковно-археологическому музею Светланой Максимовной Горбачевой в 2006 г.

Реставрация гравюр, рукописей, книг и металла осуществлена сотрудниками ЦАМ ПСТГУ Л.А. Трубниковой, В.И. Моревым и Ю.А. Осиповым.

Все экспонаты выставки экспонируются впервые.

На выставке состоится презентация Первого выпуска каталога ЦАМ ПСТГУ «Церковное искусство XVII – начала XX в. Иконы», в котором публикуются отреставрированные уже экспонаты: 88 памятников темперной живописи. Следующие выпуски каталога представят коллекции масляной живописи, графики, металла, книг и прикладного искусства.

Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook.

Авторы проекта: О.В. Заводова, директор ЦАМ ПСТГУ; О.С. Марьенко, хранитель ЦАМ ПСТГУ

Куратор выставки, ведущий специалист по организации выставочной деятельности ГосНИИР Н.В. Зайцева Контактный телефон: 8-903-662-93-46.

На  открытии  выставки состоится презентация Первого выпуска каталога Церковно-археологического музея ПСТГУ « Церковное искусство XVII – начала XX века. Иконы».

В задачу музея входит собирание, сохранение и изучение икон позднего периода, которым до сих пор уделяется явно недостаточное внимание со стороны крупных музеев и исследователей.

Одной из самых ценных икон собрания, датирующейся концом XVII века, является образ «Спас Вседержитель», написанный, возможно, мастером круга Оружейной палаты. Так же XVII веком датируются иконы поясного праотеческого чина «Праотец Иаков», «Праотец Ной» и «Праотец Лот», «Праотец Вениамин», «Пророк Мелхиседек».

XVIII век представлен  иконами «Св. апостол евангелист», «Воскресение и 12 праздников» (его можно увидеть на цветной вкладке) и другими.

Основное собрание достаточно полно представлено иконами XIX века, написанными как в технике темперной живописи, так и в смешанной, и в технике масляной живописи на деревянной основе.

Большая часть поступила из московских церквей и от частных лиц, меньшая – приобретена на антикварных рынках и в антикварных магазинах.

Собрание музея постоянно пополняется новыми произведениями. Сейчас публикуется только первый выпуск каталога. Надеемся, что очередные выпуски будут регулярно выходить в свет.

Каталог ЦАМ ПСТГУ

Поделиться