7 сентября 2017 года в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина открывается выставка: «ГосНИИР и МГАХИ им. В.И. Сурикова: работы студентов мастерской реставрации станковой живописи»
7 сентября 2017 года в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина открывается выставка: «ГосНИИР и МГАХИ им. В.И. Сурикова: работы студентов мастерской реставрации станковой живописи». Это первая выставка МГАХИ в Институте реставрации.
В 2004 году по инициативе Российской Академии художеств в составе факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова была создана мастерская реставрации. С 2006 по 2012 год большую организационную работу провел А.В. Киракосов. В подготовке открытия мастерской и ее работе в первые годы заметную роль сыграли ведущие специалисты из различных реставрационных организаций Москвы, в том числе и ГосНИИР.
М.Ф. Разанов, О.В. Яхонт, Е.Л. Малачевская, стоявшие у истоков рождения мастерской, так и преподающие сегодня А.А.Козьмин, А.В. Неретин, А.Б. Николашкина – в разные годы работали во ВНИИР-ГосНИИР. И в настоящее время связь двух Институтов не теряется, специалисты мастерской проходят стажировки, а студенты – учебные практики в стенах ГосНИИР, а его ведущие специалисты являются членами реставрационного совета мастерской. Особую благодарность мастерская выражает М.С. Чураковой и Ю.Г. Козаку, которые уже на протяжении многих лет делятся с коллективом мастерской своими знаниями, опытом и оказывают всестороннюю методологическую помощь. Поэтому, проведение настоящей выставки в выставочном пространстве гостеприимного дома Палибина является для мастерской реставрации станковой живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова своеобразным дополнительным экзаменом.
Сегодня в мастерской, возглавляемой доцентом, художником-реставратором, искусствоведом А.А.Козьминым, собрана группа специалистов самого высокого уровня, представляющих научное и практическое направления реставрации произведений живописи.
Особенностью мастерской является углубленное и широкое изучение истории технологии и техники живописи. Кроме обучения по программе художника-живописца, студенты мастерской реставрации получают знания в области иконографии произведений прошлого, выполняют копии икон и картин в музеях Москвы, изучают основы специальной фотографии, музееведения, палеографии, специальной химии, биологии, физических и химических исследований живописи, осваивают правила составления реставрационной документации, овладевают основами реставрации бумаги и картона. Освоение теории и практики реставрации станковой живописи проходит в течение всех шести лет обучения.
На первом курсе студенты получают теоретические знания в области истории и теории реставрации, посещают мастерские ведущих музеев и реставрационных организаций, а затем, в течение пяти лет осваивают основы профессии под руководством опытных преподавателей художников – реставраторов в области реставрации масляной и темперной живописи. Важным элементом обучения является проведение выездных реставрационных практик в музеях Москвы, Подмосковья и различных городов России, где будущим реставраторам под руководством педагогов доверяют выполнять различные реставрационные операции.
Мастерская реставрации поддерживает тесные методические и консультативные связи с ведущими реставраторами и специалистами в различных областях из музеев и организаций Москвы, городов России и других стран. Постоянными партнёрами мастерской являются: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей им. А. Рублёва, ГосНИИР, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Тесное сотрудничество связывает мастерскую с музеями городов Астрахани, Белгорода, Вологды, Казани, Кирова, Курска, Липецка, Омска, Серпухова, Углича и др. Студенты мастерской участвуют в реставрационных и творческих выставках, конкурсах, научных конференциях. Во время обучения лучшие студенты отмечаются специальной стипендией имени основателя отечественной научной реставрации академика И.Э.Грабаря. Итогом обучения является защита дипломной работы: исследование и реставрация произведения живописи со сложными разрушениями. За 13 лет существования мастерская выпустила сорок три дипломника, треть из них получили дипломы с отличием, а четверо награждены золотыми медалями Российской Академии художеств.
На выставке специалисты и публика будут иметь возможность впервые познакомиться с уникальными полотнами – студенческими работами выпускников МГАХИ разных лет. Многие из них впоследствии стали известными художниками. По традиции дипломные работы студентов остаются в фондах учебного заведения. Это так называемый методический фонд. Именно здесь можно узнать, как зарождался и формировался талант будущих мастеров «суриковской школы», получивших также и широкое международное признание, среди них Т.Т. Салахов, Э.В. Булатов, Т.Г. Назаренко, Э.Г. Стенберг, В.Б. Скуридин, А.Н. Суховецкий и другие. Мастерская внесла большой вклад в приведение в экспозиционное состояние работ выпускников института, хранящихся в методическом фонде.
Список картин из этого фонда, отреставрированных во время курсовых и дипломных работ, превысил шесть десятков произведений. Из них на выставке будет представлено около трети. Но даже по этой небольшой экспозиции можно проследить историю московской школы живописи, так как здесь показаны работы от сороковых годов по начало нашего века. Работы Николая Христофоровича Максимова, члена объединения «Маковец», ученика И.И. Машкова и П.П. Кончаловского, отмечают сложный период эвакуации института в Самарканд. Николай Христофорович преподавал у целой плеяды художников, среди его учеников – В.Ф. Стожаров, П.П. Оссовский, П.Ф. Никонов.
Следующее поколение художников, студентов 50-х, 60-х годов, получило возможность открыть мир по программе «обменных пленэров» и, сейчас обладающие всемирной известностью, а тогда ещё просто отличные студенты – Эрик Булатов и Алексей Шмаринов, были направлены в длительное путешествие в Индию, Пакистан, Индонезию. Эти пленэрные вещи отличает артистизм и цельность образов.
Иван Васильевич Шацкий и Валерий Борисович Скуридин – художники, отдавшие всю силу своего широкого таланта в развитие школы суриковского института, признанные мэтры среди коллег по цеху, руководившие мастерскими института на протяжении многих лет - они не слишком много выставлялись, и поэтому так важно показать их наследие.
Тяжелый труд художника не часто представлен женским лицом, и, тем не менее, в экспозиции также есть студенческая работа Татьяны Григорьевны Назаренко, академика РАХ. Также, в истории факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова особое место занимает мастерская театра, поэтому возможность реставрировать сложнейшие работы студентов-театралов была особой задачей, без решения которой история института имела бы пробелы.
Кроме того, будут показаны иконы XVII-XIX вв., прошедшие реставрацию в мастерской.
Открытие состоится 07 сентября 2017 года в 16 часов в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23). Выставка будет работать до 06 октября 2017 года.
Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook
Автор проекта: доцент А.А. Козьмин
Куратор выставки: Н.В. Зайцева, ведущий специалист по организации выставочной деятельности ГосНИИР. Контактный телефон: 8-903-662-93-46