16 мая 2013 года в ГосНИИР открылась очередная реставрационная выставка, часть экспозиции которой посвящена 400-летию Дома Романовых.
Исследование и реставрация 27 картин из коллекции Егорьевского историко-художественного музея начались еще при жизни Саввы Васильевича Ямщикова, которому в этом году исполнилось бы 75 лет. Его нет уже больше трех лет. Но идея пропаганды национального культурного достояния через реставрационные выставки, изначально заложенная им как задача Отдела пропаганды художественного наследия ГосНИИР, остается прежней. Картины из музея города Егорьевска, старинного старообрядческого центра, очень заинтересовали С.В. Ямщикова, он собирался написать вступительную статью к каталогу. Наш труд – Савелию Ямщикову посвящается.
Знакомство с экспонатами Егорьевского историко-художественного музея, состоявшееся в декабре 2005 года на выставке «Культурная реальность Подмосковья», стало подлинным открытием: своеобразная, самобытная коллекция, не имеющая аналогов в музейном пространстве. По характеру собрания Егорьевский музей можно считать малой копией Государственного Исторического музея, но своей «диковинностью» экспонаты подмосковного музея ставят его в разряд уникальных.
В 1911 г. создатель музея текстильный фабрикант М.Н. Бардыгин подарил музей городу. Через два года после открытия его собрание насчитывало 10000 экспонатов, большинство из них были подлинными раритетами. Музей был бесплатным для посещения. А М.Н. Бардыгин по сути сыграл ту же роль для Егорьевска, что и П.М. Третьяков для Москвы. Выставку мы открываем в канун Международного дня музеев.
Изучение коллекций провинциальных музеев – традиция отдела пропаганды художественного наследия. Ведь большинство ярких открытий Ямщикова связаны именно с провинцией.
География провинциального музейного пространства освоенного Отделом пропаганды ГосНИИР весьма обширна: Псков, Новгород, Вологда, Ярославль, Кострома, Рыбинск, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский. Открытые после реставрации картин выставки подчеркивали, что Русская провинция поистине неисчерпаемый источник прекрасного. Теперь к ним присоединился и Егорьевск.
С конца 2008 года началось наше сотрудничество с музеем. Что ни картина – то загадка. Множество вопросов, целый пласт культуры малоизученный и малоизвестный широкой публике. Почти все картины выполнены мастерами второго, а иногда и третьего, четвертого плана, неизвестными художниками. Из 27 картин привезенных в наш отдел, только две были подписаны художниками. В чем же привлекательность картин из Егорьевской коллекции? Неизвестность мастера никак не умаляет достоинства произведений. Их главное достоинство в особой свежести, новизне мировосприятия провинциальных живописцев не связанных жесткими условностями школы. Их объединяет ореол наивного примитивного провинциального искусства, с его подкупающей искренностью и простотой. Оно не меньше, а может быть в чем-то и глубже раскрывает животрепещущее своеобразие, пульсацию жизни предыдущих поколений, передает неповторимый аромат времени, дух эпохи, гений места.
Экспозиция выставки сложилась сама собой в соответствии с характером коллекции музея и состоит из трех разделов. Духовная живопись, отмеченная своеобразием провинциального искусства – от иконы, хоругви, плащаницы, использовавшихся в богослужении, с каплями старого воска на поверхности, до иконы-картины; а также духовный портрет. Один из залов, с царскими портретами, посвящен 400-летию Дома Романовых. Представлена и старинная копия с портрета младенца Александра I, написанного в конце 70-х годов XVIII столетия.
Провинциальный светский, усадебный портрет, купеческий портрет, столь характерный для русской провинции, и народная лубочная картина, «диковинность» которой гордо демонстрировали публике основатели музея еще с самого начала его существования. С.В. Постникова, родственница А.А. Бахрушина, писала директору музея А.А. Виталю 5 февраля 1915 года: «Алексей Алексеевич, лубочные картины прикажите немедленно поставить под стекло, потому что 15 февраля в Егорьевске будет концерт и у вас из Москвы будет много народа».
Изучение, исследование картин и их реставрация продолжались более четырех лет. Буквально по крупицам собирался материал. Многое прояснилось из записей в инвентарных книгах музея об источниках поступлений. Но, к сожалению, как это иногда бывает в музеях, у части картин эти записи отсутствовали. Постепенно картины начинали приоткрывать завесу своей тайны, пусть и не до конца. Три произведения были атрибутированы. Поступивший из музея портрет царя Михаила Федоровича возвращается в музей уже портретом Иоанна Грозного. Портрет многострадального младенца – императора Иоанна Антоновича был определен как портрет будущего императора Александра I ребенком. Установлено и имя автора оригинала этого портрета. Им оказался придворный живописец Павла I француз Жан Луи Вуаль. Установлен и автор оригинала портрета митрополита Платона.
Реставрация большинства картин была сложной. Реставрацию 6 картин из 27 проводили наши коллеги в Отделе реставрации масляной живописи во главе с М.С. Чураковой. С целью уточнения датировок, в Институте были проведены физико-химические исследования 14-ти произведений С.А. Писаревой и И.Ф. Кадиковой.
Два портрета стали темой дипломной работы студентки Строгановки, сотрудницы отдела пропаганды Е.А. Поповой. Над дипломом она работала под руководством реставратора высшей категории В.В. Кузюбердина.
Реставрационная выставка – особый жанр. Традиции таких выставок были заложены еще в начале XX века. После пожара в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря прекратили свое существование, надеемся временно, традиционные реставрационные триеннале. В наше время само понятие реставрационной выставки свелось к демонстрации реставрационных технологий, методик, новейших материалов и оборудования. Чрезвычайно редко демонстрируются отреставрированные памятники, как это было, к примеру, в апреле этого года на выставке в Московском Кремле. Выставочный отдел ГосНИИР по-прежнему устраивает ежегодно отчетные тематические реставрационные выставки, отражающие научный и практический аспект деятельности Института на примере подлинных музейных памятников, поэтому эти выставки являются одновременно художественными. Как всегда на наших выставках представлена обширная реставрационная фотодокументация.
Не претендуя на исчерпывающие описания и исследования, мы лишь наметили направление поисков и надеемся, что наши комментарии к картинам в сочетании с точными научными выводами физико-химической лаборатории Института, дадут пищу для размышлений и дальнейших углубленных изысканий сотрудникам музея и всем, кто интересуется изобразительным искусством. В этом мы видели одну из своих главных задач.
Репортаж о выставке на телеканале «Культура».
Н.В. Зайцева, зав. отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, заслуженный работник культуры РФ.