Вышла из печати книга «Анатомия русского авангарда. Взгляд из лаборатории» (М., 2017)
Авторы книги – сотрудники Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР Ю.И. Гренберг, С.А. Писарева, И.Ф. Кадикова.
Книга знакомит читателей с технологическими аспектами создания картин художников, творчество которых было неразрывно связано с новаторскими течениями в живописи, получившими обобщающее название «Русский авангард», и представляет интерес, как для специалистов, так и для любителей русской живописи раннего ХХ в.
Работа по исследованию подлинных произведений живописи художников этого круга была начата в 1990-х гг. Настоятельная потребность в изучении живописи русского авангарда с позиций современного естественно-научного знания стала очевидной, когда на российский антикварный рынок еще в 1960-70-х гг. хлынул поток подделок, выдаваемых за работы художников первой трети ХХ в. В сложившейся обстановке возникла необходимость создания базы данных о материалах живописи, реально использовавшихся художниками русского авангарда, что могло быть сделано лишь путем лабораторного анализа их подлинных произведений.
Начало систематическому исследованию рассматриваемого круга произведений было положено в середине 1990-х гг. при подготовке международной художественной выставки «Москва – Берлин 1900-1930». Эта работа была поддержана союзным Министерством культуры, в результате чего С.А. Писаревой была предоставлена возможность исследовать большую группу картин из собраний российских музеев, участвовавших в этой выставке.
Исследование русского авангарда получило дальнейшее продолжение в Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР. Итогом этой научной деятельности и стало создание книги «Анатомия русского авангарда». В книге представлены результаты исследования произведений 135 картин таких представителей русского авангарда, как Гончарова, Кандинский, Ларионов, Попова и Розанова, Малевич. Основной массив исследованных работ, составили произведения, созданные в 1910-1920-х гг. как названных, так и многих других мастеров этого времени.
Конечно, проведенная работа не позволяет судить о материалах живописи, используемых всеми мастерами русского авангарда. Тем не менее, она позволила получить наиболее полное на сегодняшний день представление о технологической стороне создания произведений одного из самых ярких явлений мировой живописи ХХ в. и внести существенный вклад в его изучение. При этом ряд установленных авторами фактов и сделанных наблюдений, позволили существенно расширить возможность такой актуальной в искусствоведении проблемы как определение времени создания и подлинности картин, рассматриваемого времени.