Реставрация иконы «Апостолы Петр и Павел». XI век
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника – одна из самых крупных (236,0 x 147,0 см) во всем византийском мире и самая древняя из икон в музеях России. Икона с окладом происходит из новгородского Софийского собора. Памятнику пришлось пережить многое: вывоз в Германию во время Великой Отечественной войны, сложное возвращение. С конца 1990-х годов состояние сохранности иконы стало аварийным. В 2003 году икона поступила на исследование и реставрацию в ГосНИИР. Сложность реставрационных работ заключалась в том, что грунт, паволока и красочный слой иконы были покрыты и пропитаны воском, воско-смоляной мастикой, шеллаком, олифой, животными и синтетическими клеями, изменившими свойства материалов живописи иконы, слоями загрязнений, скрывавшими истинный цвет красочного слоя.
Прежде всего, потребовалось удалить избытки разновременных и разнородных реставрационных материалов из грунта, паволоки, красочного слоя. Такая задача для столь ответственного памятника в реставрационной практике решалась впервые.
Предыдущие реставрационные укрепления привели к тому, что тонкий разбеленный красочный слой стал хрупким, деформировался, отстал от грунта, покрылся мелкими вздутиями, и его невозможно было укрепить традиционным способом.
Реставрация иконы по сложности – уникальна и поэтому была поручена опытнейшему специалисту ГосНИИР, реставратору высшей квалификации Ю.А. Рузавину. Все реставрационные операции проводились под микроскопом: со сложнейшего рельефа были удалены остатки материалов предыдущих реставраций и загрязнения, затем подклеивались крохотные частички красочного слоя в несколько квадратных миллиметров каждая. Работа потребовала чрезвычайного напряжения и огромной ответственности реставратора.
Одновременно в ГосНИИР проведена реставрация уникального серебряного золоченого оклада к этой иконе. Оклад изначально состоял из отдельных частей, укрепленных на иконе гвоздями. Эти части были довольно крупными: всё верхнее поле, боковые поля из двух-трех частей каждое, нимбы апостолов и Спасителя, большие участки риз и фона средника. Стыковались детали «внахлест», для чего на одних краях был оставлен запас, а смежные с ними – обрезаны по контуру. Поля оклада изготовлены за одно целое с орнаментом, закрывающим лузгу иконы. Чеканка оклада проведена традиционным способом, без применения фигурных пуансонов. Нижнее поле оклада изготовлено (вероятно, взамен утраченного) в технике басменного тиснения, причем рисунок басменной доски скопирован с нижнего орнаментального участка правого поля. На окладе применена редкая техника черни – тонкослойная чернь по гладкому металлу с последующей прочеканкой по контуру орнамента (на нимбе Спасителя и орнаменте одежд апостолов) или без чеканки (Евангелие).
За многовековую историю оклада его части фрагментировались, появились многочисленные деформации, трещины, утраты. Большинство ремонтных вставок, так же крепящихся гвоздями, сделаны из обрезков золоченых окладов XVI – XIX вв. Поверхность серебра потемнела и загрязнилась. При перенесении оклада с иконы на планшет (в конце 1940-х гг.) была сделана обводка фрагментов по краю белой краской, при монтаже фрагменты не были точно уложены на свои места (по видимому, планировалось временное крепление).
Реставрацию оклада в ГосНИИР выполнили реставраторы высшей квалификации М.В. Нацкий и В.В. Ветлужских. При реставрации все фрагменты (более 500) были сняты с планшета, очищены, выправлены; трещины и разрывы сведены и сдублированы с оборотной стороны. После проведения консервации фрагменты вновь смонтированы на планшет с использованием старых гвоздей, сохранность которых позволяла это сделать.