Реставрация колыбели Александра I

В 1998 году в Отделе реставрации, консервации и исследования музейного металла Государственного научно-исследовательского института реставрации началась работа над уникальным экспонатом Оружейной палаты Московского кремля – стальной люлькой, изготовленной на Тульском Оружейном заводе в 1779 году. Колыбель была изготовлена по заказу Екатерины Великой для ее внука – будущего императора Александра I.

Реставрационные работы проводились в несколько этапов. На первом этапе в задачу реставраторов входило выяснить наличие всех конструктивных деталей люльки и произвести пробную сборку предмета, поскольку люлька хранилась в фондах музея в разобранном виде. Сборка люльки осложнялось полным отсутствием какой-либо информации (чертежей, рисунков, фотографий), изображающей люльку в собранном виде. В результате пробной сборки было установлено, что все детали конструкции сохранились, утраты касались только мелких декоративных элементов. Пробная сборка впервые за многие годы позволила увидеть то, что до этого было известно только по тексту «Описи Московской Оружейной палаты», изданной в 1884-86 годах. Там, в частности, можно прочитать, что колыбель изготовлена из ружейных стволов. Действительно, многие детали внутреннего станка колыбели круглого сечения, прямые или изогнутые, на первый взгляд могли быть сделанными из стволов. Особенно похожи на ружейные стволы по форме и по размерам верхние части внутренних стоек балдахина. При изучении этих деталей реставраторами было выяснено, что они не полые, а цельнокованые и, поэтому, никак не могли являться заготовками стволов. Иное дело – верхние декорированные части наружных стоек балдахина и 4 прямые элемента подвижной рамы люльки. Эти детали являются толстостенными трубками, поэтому не исключена возможность использования для их изготовления ружейных заготовок, хотя более вероятно применение мастерами привычной технологии. В другой части внешних стоек, средней, использованы короткие гладкие тонкостенные трубки, совсем не связанные с оружием.

В убранстве колыбели много золоченой бронзы, из которой выполнены сочленения внешних стоек, верхние полосы балдахина, части картушей и угловые украшения в виде ваз. Однако, основная доля декоративного эффекта приходится на вороненую и полированную сталь. Детали внутреннего каркаса колыбели имеют гладкую полированную поверхность, зато наружные угловые стойки и балдахин с карнизом обильно украшены.

Тульским мастерам были хорошо известны практически все существующие способы декоративной отделки стали. Эти приемы обработки они успешно применяли при изготовлении холодного и огнестрельного оружия, а так же мебели и разнообразных стальных бытовых предметов. На деталях колыбели можно увидеть большинство этих способов отделки.

Огранка стали применялась в Туле для украшения оружия, особенно холодного, и стальных бытовых предметов. Колыбель обильно украшена стальными гранеными деталями. Они расположены на картушах и угловых украшениях, латунных золоченых и стальных частях карниза, на кубиках наружных стоек балдахина. Кисти из граненого стального бисера укреплены на картушах под коронами. В «Описи Московской Оружейной палаты» упомянуто, что «висящими из такой же стали кисточками» были украшены карнизы балдахина, но эта отделка не сохранилась. Алмазный блеск особенно заметен в движении, поэтому нижние стальные пластины карниза подвешены к верхним на кольцах и качались вместе с «алмазными» кисточками при малейшем сотрясении колыбели. Граненые «алмазы» колыбели имеют разные размеры, разную форму – круглую, овальную, вытянутую, разное количество граней. Каждый «алмаз» имеет уплощенную головку, похожую на «шляпку» гриба и откованную за одно целое с ней ножку. «Алмазы» крепятся расклепыванием ножки с оборота пластин, в отверстия которых они вставлены. Головки «алмазов» подкалены для того, чтобы их после огранки можно было хорошо отполировать, а ножки отпущены для расклепывания. Каленые головки некоторых «алмазов» имеют трещины, возникшие в процессе крепления, когда необходимо было опирать головку на твердое основание при расклепывании ножки. Для крепления «алмазов» в массивном основании, например на кубиках наружных стоек балдахина, на ножках нарезана резьба и они ввинчены в деталь. Огранку «алмазов» колыбели, особенно мелких, по ювелирным параметрам нельзя назвать совершенной: грани расположены не точно, на поверхности граней часто видны риски от шлифовки. При полировке обрабатывалась не каждая грань в отдельности, а вся головка «алмаза» целиком, при этом происходило некоторое сглаживание ребер. Несмотря на упрощенную технику огранки на таком крупном предмете «стальные алмазы» прекрасно выполняют свою роль.

Тауширная работа, или, по терминологии, которой пользовались на тульском заводе, – всечка, на оружии и бытовых предметах, изготовленных в Туле, встречается двух видов: гладкая, то есть не возвышающаяся над поверхностью основного металла, и рельефная. На колыбели использована рельефная всечка. На витой ленте наружных стоек методом всечки сделаны гладкие серебряные края ленты, центральная серебряная фактурная полоса и вьющиеся побеги с листьями, бутонами и цветами из красного и желтого золота и серебра. На вороненых медальонах нижних подвижных пластин карниза всечкой серебра и двухцветного золота сделаны букеты, причем на всех медальонах – с некоторыми отличиями рисунка. На тех же пластинах между медальонами всечены перевитые лентами лиственные гирлянды из золота. Похожие серебряные гирлянды расположены по краям верхних пластин карниза.

Способ гравирования углублений под всечку виден на нескольких местах утрат всеченного металла. Под каждый элемент орнамента – лист, отрезок стебля, или крупный лепесток – сделаны отдельные углубления. Эти углубления представляют собой гладкие глубокие резы штихелем с легким поднутрением стенок. Под крупные цветы сделаны лунки с поднутрением, или два отдельных реза, применялась и насечка.

Всеченный металл везде проработан чеканкой. При этом сначала смоделирована форма элементов, затем нанесена фактура поверхности и мелкие детали, например прожилки на листьях. Тонкость этой работы можно оценить, если знать размеры элементов. Например, ширина некоторых прочеканенных листочков на гирляндах – около одного миллиметра. Обронная резьба по стали в ее традиционном виде, то есть как рельефный орнамент на углубленном канфаренном золоченом фоне, на колыбели не была применена. Однако, листья ажурных гирлянд на нижней полосе карниза, стилизованные бутоны на верхней прорезной полосе, оформление ребер кубов внешних стоек – все это резьба по стали.

Все стальные детали колыбели изготовлены ковкой, многие из них достаточно сложной конфигурации, требующей большого мастерства исполнителя. Такого же мастерства и соответствующего оборудования требовала слесарная обработка поковок. Кроме опиливания и обтачивания практически всей поверхности, изготовления многочисленных соединительных узлов, обеспечивающих легкую сборку и разборку колыбели, это – изготовление ажурных стальных полос карниза, сборных кубов внешних стоек. К слесарной работе можно отнести и выборку каннелюр полукруглого профиля в нижней части внешних стоек и на основаниях картушей а также каннелюр сложного профиля с одновременным резервированием витой ленты на верхних частях внешних стоек.

Некоторые элементы стальной поверхности, а именно уже упомянутые резные бутоны и гирлянды, вызолочены способом насечки. На местах утрат золочения видно, как именно насекалась поверхность стали: параллельные линии, пересекаясь под углом, образуют ромбы. После набивки золота на резную поверхность, линии орнамента прочеканивались для подчеркивания рельефа.

Одним из самых обращающих на себя внимание способов отделки колыбели является синее воронение стали. Воронением украшены элементы большинства внешних деталей колыбели: орнаментированные стойки балдахина, стальные полосы карниза, значительная часть поверхности укрепленных над карнизом картушей.

Последующие этапы работы включали отработку методики реставрации и непосредственно реставрационные работы. Далее кратко перечислим основные реставрационные мероприятия. Разборные узлы конструкции были разобраны на отдельные детали для очистки и устранения повреждений. Удаление органических загрязнений и продуктов коррозии проводилось вручную с использованием бинокулярного микроскопа и специальных инструментов. Наибольшую сложность представляла очистка орнаментированных деталей с золотой и серебряной инкрустацией и синим воронением, что не позволяло использовать активные химические растворы, а требовало скрупулезной механической расчистки с использованием различных оптических приборов. Гладкие детали в процессе хранения сильно корродировали. После удаления продуктов коррозии на них была восстановлена первоначальная полировка. Одна из стоек люльки поступила в реставрацию в сломанном виде. В результате реставрации она приобрела первоначальной вид. Сломанные гирлянды наружных стоек в процессе реставрации были спаяны. Также были восстановлены различные крепежные элементы, утраченные в процессе бытования люльки. По завершении реставрационных работ все детали люльки были законсервированы специальным ружейным маслом.

Работами по реставрации люльки руководили реставраторы высшей категории М.С. Шемаханская и А.Ф. Дубровин. Исполнителями работ являлись: художник-реставратор высшей категории В.В. Ветлужских, художник-реставратор 3-й категории П.Г. Дервиз, художник-реставратор высшей категории А.Ф. Дубровин, художник-реставратор 2-й категории М.Ф. Дубровин, художник-реставратор 1-й категории С.А. Мартьянова, художник-реставратор высшей категории С.В. Иванов, художник-реставратор 1-й категории П.Н. Котельников, художник-реставратор высшей категории М.В. Нацкий, художник-реставратор высшей категории В.А. Понсов.

Авторы текста: художник-реставратор высшей категории М.В. Нацкий и художник-реставратор высшей категории В.А. Понсов

Поделиться