Портрет великого князя Павла Петровича
Неизвестный художник.
Россия. Последняя треть XVIII века.
Холст (дублирован), масло.
63,5 х 46,7.
Ярославский художественный музей.
Эксперты Ю.Б. Дьяконова, М.М. Красилин; М.М. Наумова (химический анализ состава наполнителя грунта и пигментов), К.О. Плещунов (фото).
Иконографическую принадлежность исследуемого портрета нельзя определить однозначно. Нами отмечаются черты многих портретов великого князя, написанный в период с 1761 по 1771 год. Поворот фигуры в 3/4, положение рук, а также детали костюма (черный бант на шее, черный бант парика, белое кружевное жабо) ориентируются на известный портрет «типа Вуаля» (1771, ГРМ; авторские повторения – Павловск, Государственный музей искусств Узбекистана). Физиогномика портрета, трактовка великого князя как миловидного ребенка с нежным овалом лица, лишенным неправильностей, выразительным подбородком, красиво очерченными губами, находит наиболее близкие аналогии в «Портрете великого князя Павла Петровича в учебной комнате» кисти В. Эриксена (1766, Государственный Эрмитаж).